Главная страница
Навигация по странице:

  • Полевая фольклорная практика

  • Вопросник для собирания и записи произведений фольклора I. Из истории деревни

  • II. Календарный цикл обрядов Традиционные народные праздники Рождество Христово

  • III. СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ ОБРЯДОВ Свадебный обряд

  • Методичка по фольклору 2005г.. Учебное пособие по специальности 031001 (021700) филология шифр по учебному плану гсэ опд. Ф. 03. 11


    НазваниеУчебное пособие по специальности 031001 (021700) филология шифр по учебному плану гсэ опд. Ф. 03. 11
    АнкорМетодичка по фольклору 2005г..doc
    Дата13.03.2019
    Размер215 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодичка по фольклору 2005г..doc
    ТипУчебное пособие
    #24945
    страница1 из 3
      1   2   3



    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Полевая фольклорная практика

    Учебное пособие по специальности 031001 (021700) - филология

    шифр по учебному плану ГСЭ – ОПД.Ф.03.11

    ВОРОНЕЖ

    2005

    Утверждено научно-методическим советом­ ­­­­­ филологического факультета, протокол №6 от 5.05.05.

    Составители: Пухова Т.Ф., Христова Г.П.


    Учебное пособие подготовлено на кафедре теории литературы и фольклора филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1 курса д/о, в/о и з/о филфака.

    В пояснительной записке программы Министерства образования Российской федерации (Приказ Минобразования России от 25.03.2003 г.) говорится, что фольклорная практика – это важная форма учебно-воспитательной и самостоятельной научной работы студентов. В процессе

    проведения фольклорной практики реализуются задачи, которые определены потребностями и основными направлениями развития современного российского общества, необходимостью формировать у специалиста филолога не только профессиональные знания и умения, но и патриотическое сознание, а также способствует профессиональной и социальной адаптации студентов.

    Практика выполняет следующие функции:

    учебная – закрепление умения идентифицировать, фиксировать и систематизировать формы фольклорной культуры;

    научная – приобретение навыков экспериментальной полевой и архивной работы;

    воспитательная – практика пробуждает интерес к истории народа, его культуре, быту; формирует моральные качества молодого специалиста;

    культурно-сберегающая – способствует сохранению национального культурного наследия.
    Форма организации

    Практика существует в двух формах: полевая и организованная на ее основе архивная.

    Руководство практикой осуществляет факультетский руководитель, отвечающий за общую подготовку и организацию, и руководители групп, проводящие непосредственную работу со студентами в группах.
    Цели практики:

    - практическое изучение фольклорной традиции в естественных условиях;

    - овладение методиками собирания, систематизации, архивной обработки фольклорного материала;

    - полевое исследование локальной/региональной традиции.
    Задачи практики:

    - актуализация знаний студентов, полученных в результате теоретического изучения курса «Русское устное народного творчество»;

    - приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации фольклорных произведений;

    - пополнение фольклорного архива вуза;

    - овладение навыками архивной каталогизации с использованием новейших информационных технологий.
    Методика работы:

    В процессе полевой практики применяются следующие основные методы: интервьюирование, анкетирование, реконструкция, полевой эксперимент, наблюдение, сбор документов и проч. с использованием современных технических средств.

    Во время архивной практики ведется обработка полученных полевых материалов с использованием современных информационных технологий для целей архивного хранения.

    Каждый студент в избранной для практики местности должен квалифицированно записать бытующие в настоящее время произведения традиционного и нового фольклора, сделать необходимые наблюдения над условиями и формами его бытования, уяснить роль фольклора в современной жизни.

    Студент-практикант должен со всей серьёзностью отнестись к записи фольклорных произведений. Квалифицированно записанный фольклорный материал имеет большую эстетическую и научную ценность, может быть широко использован в учебных целях (курсовых и дипломных работах). На кафедре теории литературы и фольклора на основе собранных материалов подготовлен целый ряд научных фольклорных сборников.
    Подготовка к практике

    После того, как будет избрано место практики, точно определены её учебные и научные задачи, нужно заблаговременно начать подготовку к ней.

    Прежде всего, необходимо по печатным, а также по музейным и архивным материалам возможно полнее ознакомиться с историей места, где будет проходить практика, с картиной его современного хозяйственно-экономического и культурного состояния. Ещё перед практикой всем студентам необходимо хорошо ознакомиться с печатными и рукописными фольклорными материалами, которые были собраны в районе предстоящей практики или близких к нему районах.

    Также студенты должны получить ясное представление об основных лексико-грамматических и фонетических особенностях диалекта, на котором им придётся слушать и записывать фольклорные произведения.

    Необходимо заранее предусмотреть все оборудование экспедиции (аудио и видео-аппаратуру, фотоаппараты и др.).
    Отчетные документы

    По результатам практики составляется отчет в формах, предусмотренных рабочими программами кафедры (см. требования к отчету ниже).


    Вопросник для собирания и записи произведений фольклора
    I. Из истории деревни

    1. Когда здесь появились первые жители? Известно ли, откуда при­шли в эти места первые поселенцы?

    2. Какие пути сообщения существовали в прошлом? Какими поль­зуются в настоящее время?

    3. Как объяснить название села, реки, озера, болота, леса, и т.д.? Су­ществуют ли местные предания, легенды о происхождении села? Изме­нились ли названия и почему?

    4. Чем занимались жители села в прошлом? Какие виды ремесел су­ществовали? Какие существуют сейчас?

    5. Какими прозвищами называли жители села проживающих в соседних селах и как они называют местных жителей (цуканы, талагаи, щелканы, хохлы и др.)? Почему даны такие названия?

    6. Есть ли в селе памятные исторические места, с какими событиями они связаны?

    II. Календарный цикл обрядов

    Традиционные народные праздники

    Рождество Христово
    1. Как готовились к празднику? День накануне Рождества: его название, что делали в этот день члены семьи? Что готовили (делали или нет какое-то специальное рождественское блюдо?) Когда и чем разговлялись?

    2. Было ли принято в рождественскую ночь жечь солому во дворах, как объясняли этот обычай?

    3. Как проводили первый день Рождества? Какой день считали началом Святок? Когда приходили славить Христа? Кто приходил славить (воз­раст и пол, как их называли)? Что говорили колядовщики хозяевам, где

    славили: в доме, на улице? Была ли у них звезда или что-то еще? Что такое Коляда, как ее представляли? Был ли обычай усаживать колядовщиков на порог, на шубу, на подушку? Чем объясняют этот обычай? Что давали славильщикам хозяева и как они делили полученное?

    4. Был ли обычай посевать на Рождество? Кто и когда посевал, какое зерно, куда кидали, что при этом говорили? Приходил ли с посеваньем пастух? Что давали посевалыщикам?

    5. Когда начинались святочные посиделки? Гадали или нет на Рождество? Как проходили посиделки, можно или нет было заниматься рукоделием? Что нельзя было делать во время Святок (прясть, ткать, ставить заплатки)?

    6. Приметы, поговорки, связанные с Рождеством.
    Новый год

    1. 1 (14) января. Как называли праздник? Были ли специальные блюда на Новый год (например, из свинины)? Был ли обычай гадать, кто, где и как гадал, были ли гадания о будущем урожае?

    2. Был ли обычай наряжаться на Новый год или в другие дни Святок: во что наряжались, кого изображали, кто наряжался, как вели себя ряженые?

    3. Сжигали или нет что-нибудь на Новый год, зажигали факелы?

    4. Колядовали или нет на Новый год, что пели, как это называлось? Посевали или нет на Новый год?

    Крещенье

    1. 6 (19) января. Как называли день перед Крещеньем? Какие действия выполнялись дома (рисовали кресты на дверях)? Устраивали или нет Иордань, где, какой формы?

    2. Было ли принято печь печенье для скота, какой формы, что с ним делали?

    3. Кто, где, как гадал перед Крещеньем? Приметы, связанные с Крещением.

    Масленица

    1. Как называлась масленичная неделя? Какой смысл имело название Широкая Масленица?

    2. Когда начиналось гулянье? Как назывались дни масленичной недели и чем они отличались? Кто приходил в гости, чем их угощали, что они приносили с собой?

    3. Когда начинали печь блины, куда клали первый блин? Был ли обы­чай класть первый блин на окно, что при этом говорили?

    4. Как величали молодоженов на Масленицу, какие обычаи были свя­заны с молодоженами?

    5. Какие народные развлечения устраивались на Масленицу (гулянье по се­лу, катание с гор, катание на лошадях, зарывание в снег, катание на донцах)?

    6. Устраивались ли на Масленицу кулачные бои? Кто участвовал в этих боях, каковы были правила боя? Какое значение придавалось ку­лачному бою?

    7. Прощеное воскресенье, почему так называется? Как просили проще­нья, что говорили при этом, чем угощали пришедших просить проще­ния? Как объясняли этот обычай?

    8. Когда и как провожали Масленицу (делали соломенное чучело и сжига­ли его, возили по селу на санках, возили в санях ряженого старика и т.д.)? Из чего делали чучело и как его наряжали?

    9. Какие специальные масленичные песни существовали?

    Сороки

    1. 9/22 марта. Работали или нет в этот день? Существовал ли обычай печь печенье в форме птичек, как они назывались, как делали тесто? Как объясняют этот обычай? Что делали с этим печеньем (отдавали де­тям, скармливали скоту)? Что делали дети с этим печеньем (съедали, поднимали их на палочки и бегали по селу, сажали на кусты, выкликали весну)?

    2. Тексты закличек. Приметы, связанные с этой датой.
    Пост

    1. Какие развлечения допускались во время Великого поста? Устраива­ли ли во время Поста посиделки?

    2. Пелись ли специальные постовые песни, как их называли? Были ли специальные игры, приуроченные к Великому посту?

    Средокрестие

    Среда на четвертой неделе Поста (середина Поста)

    1. Пекли ли в этот день особое печенье, как его называли? Что еще совершали в этот день? Был ли обычай запекать в печенье монетку, сушеные ягоды? Что совершал тот, кому они достанутся?

    Благовещенье

    1. 25 марта / 7 апреля. Как готовились к празднику? Почему в этот день особенно строго соблюдали запрет на работу, даже домашнюю?

    2. Посло­вицы, связанные с запретом работать на Благовещенье.

    3. Считалось ли обязательным посещение в этот день церкви? Был ли обычай отпускать птиц на волю? Какие по­слабления в постной пище допускались в этот день? Существовал ли обычай печь благовещенские просфоры из мирской муки? Сохранился ли этот обычай до сих пор?

    Вербное воскресенье

    1. Последнее воскресенье перед Пасхой. Когда заготовляли вербу? Был ли обычай украшать вербу?

    2. Как народ объясняет обычай освящения вербы?

    3. Существовал ли обычай хлестать домочадцев, особенно детей, освященной вербой? Для чего это делали и что при этом говорили?

    4. Как использовали освященную вербу после праздника (при заболеваниях людей и скота, выгоняли скот первый раз в поле, и т.д.)? Что делали с прошлогодними ветками (запаривали и отдавали скоту, сжигали, выки­дывали и т.д.).

    5. Приметы, связанные с этим днем.

    Пасха

    1. Какие действия совершались в Чистый четверг? Какие работы со­вершались обязательно в этот день? Существовал ли обычай делать четверговую соль и как ее использовали? Соблюдается ли обычай готовить пасхальные блюда (пасху, кулич), как их украшали? Когда красили яйца (в четверг или другой день) и чем, в какой цвет?

    2. Когда, где и чем разговлялись? Когда посещали кладбище? Можно ли поминать на Пасху и если нет, то почему?

    3. Когда начиналось гуляние? Где, как и кто играл яйцами и какими? Был ли обычай ставить качели, где их ставили, какой формы? Кто мог кататься на качелях? Были при этом специальные припевки, песни? Ко­го обязательно приглашали в гости на Пасху?

    4. Был ли обычай ходить по селу, делать обход дворов с пением специальных песен? Кто ходил по дворам (дети, священник), как их благодарили хозяева.

    Красная горка

    Первое воскресенье после Пасхи.

    1. Играли или нет в яйца (оставшиеся от Пасхи, вновь окрашенные)?

    2. Играли или нет свадьбы на этот праздник?

    Жены мироносицы

    Второе воскресенье после Пасхи.

    1. Как по-местному назывался этот праздник?

    2. Красили или нет яйца, что с ними делали? Был ли обычай собираться женщинам и гулять, жарить яичницу? Собирались замужние или незамужние женщины? Участвовали в гуляниях одни женщины или приглашали мужчин?

    Преполовение

    Среда на четвертой неделе от Пасхи (середина срока между Пасхой и Троицей)

    1. Был ли обычай совершать «опахивания» - в поле, на улице, вокруг села. Для чего это делали?

    2. Совершали ли общий выход в поле? С какой целью?

    Вознесение

    Сороковой день от Пасхи.

    1. Как готовились к празднику, что пекли? Был ли обычай выпекать обрядовое печенье в форме лесенок? Чем объясняли этот обычай? Что делали с лесенками (ели, разламывали и разбрасывали по полю)?

    2. Совершали в этот день выход в поле?

    Егорьев день

    23 апреля / 6 мая.

    1. Представления народа о святом Георгии - защитник земли русской, покровитель скота, помощник земледельца. Работали или нет в этот день?

    2. Было ли освящение скота, какой скот освящали? Было ли принято в этот день в первый раз выгонять скот на пастбище? Какие обря­довые действия были направлены на предохранение скота от болезни, на­деление его плодовитостью?

    3. Какова была роль пастуха? Какие работы бы­ли приурочены к этому дню? Какие еще названия были у этого праздника?

    Троица

    Пятидесятый день после Пасхи.

    1. Когда начинали готовиться к празд­нику: как, чем украшали дома и дворы (ветками березы, клена, травой)? Какие блюда готовили?

    2. Как называлась неделя перед Троицей? Какой день недели называли Семиком? Какие обряды совершали в этот день?

    3. С какого дня Троицы начиналось гуляние? Существовал ли обычай на­ряжать и носить по селу березку, что с ней после этого делали? В какой день молодежь ходила в лес или на луг и что там делали: завивали венки, кумились, гадали на венках, жарили яичницу? Как происходил обряд кум-ления? Какие песни его сопровождали? Кто мог принимать в нем участие?

    4. Был ли обычай «завивать» березку, что это означало? Когда ходили «развивать» березку и кто? Как происходил этот обряд?

    5. Существовал ли в селе обряд «крещения кукушки»? Из чего делали «кукушку», как ее наряжали, куда усаживали и какие действия совер­шали с ней? Какие песни при этом пели?

    6. Различали или нет Троицу и Духов день, какой день так называли?

    7. Какое время называли троицким заговеньем, русальной неделей? Суще­ствовал ли обряд «похорон русалки»? Как представляли русалку, как ее наряжали? Где ее водили, кто ее сопровождал? Был ли обычай водить по деревне «коня»? Какой смысл имели данные обряды? Какие песни звуча­ли? Принято ли было обливать друг друга водой, купать в реке?

    Иван Купала

    24 июня /7 июля.

    1. Какие обряды совершались в этот день? Существо­вал ли обычай взаимного обливания водой, какой он имел смысл?

    2. Какие бытуют поверья, связанные с травами?

    3. Какие были распространены га­данья?

    4. Был ли обычай зажигать костры, что делали у костров?

    Жатва

    1. Существовали ли какие-либо обряды, связанные с жатвенными ра­ботами?

    2. Как отмечали последний сноп, что приговаривали во время жатвы последних колосьев? Как поступали с последним сжатым снопом (брали с собой в дом, берегли до следующего урожая)?

    Осенние обряды

    1. Какие обряды совершались в осенний период календаря? Существо­вал ли шуточный обычай в Семенов день (1/14 сентября) хоронить мух, тараканов, блох и проч.? Кто устраивал такие «похороны», и как они проходили? Что при этом приговаривали?

    2. Какие приметы связывают с празднованием Покрова (1/14 октября)? С какого времени молодежь начинала устраивать посиделки?

    3. Отмечались ли в селе Кузьминки и как?

    4. Что известно о Филипповках?
    III. СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ ОБРЯДОВ
    Свадебный обряд

    1. Где знакомилась молодежь (на посиделках, во время праздников, на ярмарках)?

    2. В каком возрасте разрешалось вступление в брак (для жениха, для невесты)? Могли ли младшие в семье дети вступить в брак раньше старших? Если нет, то почему?

    3. Как участвовали родители в выборе жениха и невесты? Могли ли молодые не знать друг друга до свадьбы? Могли они нарушить роди­тельскую волю?

    4. Когда принято было играть свадьбу?

    5. Когда ходили сватать невесту? Кто ходил сватать невесту? Как про­исходило сватовство, что брали с собой, как начинали разговор о сватов-

    стве? Присутствовали при этом жених с невестой? Требовалось ли спра­шивать согласия у невесты? Могли ли отказать сватам? Как при этом объясняли причину отказа? Сколько раз могли приходить сватать?

    6. Как называлось заключительное сватовство (сговор, договор)? Ка­кие вопросы решались на сговоре (количество приданного, день пропоя и свадьбы, количество гостей)? Что входило в приданое невесты? Ка­кие песни звучали после просватанья?

    7. Как назывался следующий этап свадьбы (запой, пропой и т.п.)? Когда назначался пропой, кто должен был на нем присутствовать? Сколько гостей собирали на пропой? Приглашались ли на пропой же­них с невестой? Кто приносил угощенье, что подавали на стол? О чем договаривались на пропое? Могли ли отказать в свадьбе после пропоя?

    8. Устраивались ли «своды» жениха с невестой? Если молодые не были знакомы, каким образом их знакомили? Кто присутствовал на сводах? Спрашивали ли молодых их согласия на брак?

    9. Как и когда происходил осмотр родителями невесты подворья же­ниха? Как называли такой осмотр? Было ли принято заглядывать в печь? Для чего это делалось?

    10. Как вела себя просватанная девушка? Что изменялось в ее наряде? Какими домашними делами она могла заниматься после просватанья?

    11. С какого времени начинали звучать свадебные песни? В какие моменты обрядов они звучали?

    12. В какой день обычно игрались свадьбы?

    13. Как назывались собрания молодежи вечером накануне свадьбы (девишник, молодешник, вечерины)? Кто и где собирался на этот вечер? Кто собирал подруг невесты на девишник? Чем занимались подруги не­весты на девишнике? Как вела себя невеста? Во что она была одета?

    14. Принято было причитать на девичнике? Как это называлось (го­лосить, причитать, кричать)? Какие песни пели подруги невесты? Мог ли жених приходить на девишник? Приходил ли дружка на девишник? Был ли обычай выкупать рубаху жениха на девишнике?

    15. Как проходила ночь перед свадьбой? Где оставались подруги невесты?

    16. Был ли обычай выпекания свадебного каравая? Кто и где его готовил, какие песни или приговоры исполнялись при этом? Чем украшали свадебный каравай, какие действия с ним совершали?

    17. Был ли обычай украшать ветку дерева (сосны, калины, вишни и др.) во время свадьбы? Когда это делали? Как называли эту ветку, что с ней делали?

    18. Как начиналось утро свадебного дня? Как и кто одевал невесту к венцу? Как убирали волосы невесты? Какие песни пелись при расчесы­вании косы? Как невеста прощалась с подругами?

    19. Как происходило благословение невесты родителями? Как вела себя невеста-сирота?

    20. Как называлось ритуальное сидение невесты за столом (посад)? Как это происходило? Какие песни звучали при этом?

    21. Что происходило в доме невесты во время ожидания женихова поезда? Как встречали женихов поезд? Было ли принято перегоражи­вать дорогу женихову поезду? Как происходил выкуп невесты?

    22. Был ли обычай приезжать в церковь жениху и невесте отдельно? Существовал ли обычай катанья по селу после венчания?

    23. В чьем доме происходил обряд смены прически и головного убора невесты? Как его на­зывали (повивание, окручивание, расплетение косы и т.д.)? Где усаживали молодых? Как происходило повивание? Кто повивал невесту, какие песни звучали при этом? Как назывался голов­ной убор, одеваемый молодой во время повивания?

    24. В чьем доме происходил первый день свадебного пира? Как встречали молодых в доме жениха?

    25. Куда сажали молодых во время свадебного пира? Как они долж­ны были себя вести во время застолья?

    26. Как проходило свадебное застолье? Когда начинали дарить да­ры? Какими песнями величали гостей? Что являлось знаком к оконча­нию застолья, подавалось ли особое блюдо?

    27. Где молодые проводили брачную ночь? Был ли обычай греть по­стель молодым? Кто это делал? Кто будил молодых утром следующего дня? Существовал ли обычай освидетельствования молодой?

    28. Где происходило свадебное гулянье на второй день свадьбы? Ка­кие обычаи характерны для этого дня? Какие испытания устраивались для молодой? Был ли обычай «хождения с курицей»? Как одевалась молодая на второй день свадьбы?

    29. Сколько дней длилась свадьба? В чьем доме проходило заключи­тельное гулянье?

    30. В течение какого срока чествовали молодоженов? Во время ка­ких традиционных народных праздников было принято величать моло­доженов в первый год совместной жизни?

      1   2   3
    написать администратору сайта