Главная страница
Навигация по странице:

  • Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу: моя хата с краю. . . Но достойно ли это человека

  • Что образует основу мира Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное Имел ли мир начало во времени или он существует вечно

  • Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге

  • Файзуллин Ф.С. Введение в философию. Учебное пособие под редакцией акад. Файзуллина Ф. С. Уфа 1996


    Скачать 3.03 Mb.
    НазваниеУчебное пособие под редакцией акад. Файзуллина Ф. С. Уфа 1996
    АнкорФайзуллин Ф.С. Введение в философию.doc
    Дата07.05.2017
    Размер3.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФайзуллин Ф.С. Введение в философию.doc
    ТипУчебное пособие
    #2824
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 33
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

    УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
    Под редакцией акад. Файзуллина Ф. С.


    УФА 1996 .

    Авторы: Файзуллин Ф. С. - академик АЕН Российской Федерации, академик АН Республики Башкортостан, профессор (руководитель авторского коллектива); Елисеев С. Ф. - профессор, д-р филос. наук; Азаматов Д. М. - профессор, д-р филос. наук; Валеев Д. Ж. - профессор, д-р филос. наук; Ширяев Л. А. - профессор, д-р социол. наук; Курлов А. Б. - профессор, д-р социол. наук; Неганов Ф. М. - профессор, д-р филос. наук; Голощапов Е. А. - канд. филос. наук, доцент; Злобина Т. П. -канд. филос. наук, доцент; Шатохин А. Н. - канд. филос. наук, доцент; Голубева Н. В. - доцент, канд. наук; Вырупаева Т. И. - канд. филос. наук, доцент; Обухов В. Е. - доцент канд. филос. наук; Моисеева Т. П. - канд. филос. наук, доцент; Семенов С. Н. - доцент, канд. филос. наук; Шафиков М. Т. - канд. филос. наук, доцент; Истамгалин Р. С. канд. филос. наук, доцент; Зарипов А. Я. - канд. филос. наук; Ли С. А. ст. преп.

    Введение в курс философии: Учебное пособие /Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. - Уфа: УГАТУ, 1996. ___ С.
    П Р Е Д И С Л О В И Е

    Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире.

    Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

    Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

    Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

    Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.

    Выработка навыков разумного мышления, овладение философской культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.

    Помочь в овладении началами философской культуры - таково назначение предлагаемого учебного пособия. Пособие не претендует на раскрытие и освещение всего богатства и многообразия философских течений, направлений и проблем, о чем свидетельствует и само его название "Введение в философию". Но оно несомненно поможет начинающим изучать философию получить первоначальное представление о предмете философии и ее истории, о ее основной проблематике, о философском языке, о методах и категориях философии и т. д.

    В пособии определяется круг проблем и роль философии в обществе, анализируются основные исторические этапы ее развития.

    Впервые целостно излагается история развития философской мысли в Башкортостане. Отдельный раздел посвящен диалектике и теории познания, в котором на основе анализа и интерпретации достижений современного естествознания, представлена диалектико-материалистическая картина мира и изложена та гносеологическая концепция, которой отдано предпочтение.

    Проблемы социальной философии нашли свое отражение в третьем разделе. В результате происходящих в нашей стране перемен стал возможен более открытый философский анализ социальной действительности, ее серьезных проблем и противоречий. Одновременно возникла необходимость философского осмысления осуществляемых в различных сферах общества преобразований. Этим обусловлено включение в учебное пособие некоторых новых тем, а также новые повороты в освещении традиционных проблем.

    Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений. Его издание связано с отсутствием учебных пособий, соответствующих динамично изменяющимся программам. Учебник подготовлен профессорско-преподавательским коллективом кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета полностью под руководством академика Ф. С. Файзуллина в составе: Елисеев С. Ф. - д-р филос. наук, профессор; Валеев Д. Ж. - д-р филос. наук, профессор; Азаматов Д. М. - д-р филос. наук, профессор; Курлов А. Н. - д-р соц. наук, профессор; Ширяев Л. А. - д-р соц. наук, профессор; Голощапов Е. А. - канд. филос. наук, доцент; Голубева Н. В. канд. филос. наук, доцент; Вырупаева Т. И. - канд. филос. наук, доцент; Злобина Т. П. - канд. филос. наук, доцент; Шатохин А. Н. - канд. филос. наук, доцент; Неганов Ф. М. - канд. филос. наук, ст. преп. ; Исламгалин Р. С. - канд. филос. наук, доцент; Семенов С. Н. - канд. филос. наук, доцент; Шафиков М. Т. - канд. филос. наук, доцент; Моисеева Т. П. канд. филос. наук, доцент; Зарипов А. Я. - канд. филос. наук, ст. преп. ; Ли С. - ст. преп.

    Авторский коллектив намерен и дальше вести работу по совершенствованию учебного пособия и ждет от читателей замечания и конструктивные предложения, которые способствовали бы решению этой задачи. .

    РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

    Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

    Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах мира - в Китае, Индии и Греции.

    Уже это свидетельствует о том, что рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями.

    Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило" - люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - "любомудрием". Однако сам термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Мы еще вернемся к вопросу о содержании философии. А сейчас подумаем вместе с Вами о том, для чего необходимо изучение философии, что делает эту задачу особенно актуальной сегодня.

    1. 1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы

    Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.


    Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу: моя хата с краю. . . Но достойно ли это человека?

    А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью: проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т. д. - требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное - находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

    Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Мы увидим с Вами дальше, - а пока это придется принять на веру, - что философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений со множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

    Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий , напряжения интеллектуальных способностей.

    Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.

    Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы - от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека.

    При этом наша философия не должна впредь искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо мы вовсе не являемся обладателями истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли.

    А теперь обратимся к вопросам, которыми непосредственно занимается философия. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?


    Что образует основу мира?


    Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное?


    Имел ли мир начало во времени или он существует вечно?


    Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично?


    Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге?


    Можно ли познать мир?

    Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.

    Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

    Философия важна и для лучшей ориентации в Вашей будущей специальности, а главное - для углубленного понимания жизни во всей ее многосложности. Эти два момента тесно связаны между собой - философские аспекты технического знания и НТП и, что не менее важно, широкий философский кругозор, выходящий далеко за узкие рамки специальности.

    Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т. д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т. д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

    К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

    В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.

    Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

    Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т. п. , - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

    Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

    Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т. д. ).

    Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.

    Теперь обратимся к типологии мировоззрения. Прежде всего следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой

    Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

    Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

    Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т. д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

    Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.

    Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

    Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

    Общее, что роднит религию и философию, - это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

    1. 2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы:

    мир и человек, бытие и сознание.

    Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся.

    Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента - природный и общественный мир, а так же человек в их взаимосвязи - были и остаются главными предметами философских размышлений.

    Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    написать администратору сайта