Главная страница
Навигация по странице:

  • Дневник прохождения педагогической практики Дементьевой Ирины

  • Теоретическая часть.

  • 2.2. Характеристика основных компонентов и этапов профессионального обучения.

  • 2.3. Содержание профессионального обучения и образования.

  • 2.4. Методы, средства и формы теоретического и практического обучения.

  • 2.5. Дидактическое проектирование.

  • 6. Общая характеристика технологической деятельности педагога профессионального обучения.

  • Контроль и коррекция усвоения.

  • Корректировка учебного процесса.

  • 3.Практическая часть. Урок изучения нового материала. План-конспект урока по экономике 11 класс

  • отчет по практике. Урок изучения нового материала. Урок проверки и коррекции зун. Урок обобщения и систематизации. Комбинированный урок


    НазваниеУрок изучения нового материала. Урок проверки и коррекции зун. Урок обобщения и систематизации. Комбинированный урок
    Анкоротчет по практике.doc
    Дата05.09.2018
    Размер171 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаотчет по практике.doc
    ТипУрок
    #22955
    страница1 из 2
      1   2

    Содержание.

    1. Дневник прохождения практики.

    2. Теоретическая часть:

      1. Концептуальное положение профессионального обучения.

      2. Характеристика основных компонентов и этапов профессионального обучения.

      3. Содержание профессионального обучения и образования.

      4. Методы, средства и формы теоретического и практического обучения.

      5. Дидактическое проектирование.

      6. Общая характеристика технологической деятельности педагога профессионального обучения.

      7. Контроль и коррекция усвоения.

      8. Корректировка учебного процесса.

    3. Практическая часть.

      1. Урок изучения нового материала.

      2. Урок проверки и коррекции ЗУН.

      3. Урок обобщения и систематизации.

      4. Комбинированный урок.

      5. Бинарный урок.

      6. Вводная лекция.

      7. Урок-практикум.

      8. Анализ урока Левашовой Екатерины.

      9. Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

      10. Методическая разработка родительского собрания.

    4. Список литературы.




    1. Дневник прохождения педагогической практики

    2. Дементьевой Ирины




    № п.п

    Дата

    Содержание

    1

    12.09.11

    Установочная конференция по прохождению педагогической практики. Посещение МУКа, знакомство с руководителем. Планирование работы на период практики. Планирование деятельности по проведению и подготовке к урокам.


    2

    13.09.11

    Посещение МУКа, сбор информации об учебной программе по предмету «Экономика» 11 класс.

    Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 «а» классе на тему «Участники предпринимательской деятельности России». Анализ урока.

    3

    14.09.11

    Поиск информации к уроку в 11 классе на тему: «Акционерное общество. Виды ценных бумаг». Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 «б» классе на тему «Участники предпринимательской деятельности России». Анализ урока.

    4

    15.09.11

    Знакомство с учебной программой и учебным планом по предмету «Экономика» 11 класс.

    Подготовка к уроку в 11 классе на тему: «Акционерное общество. Виды ценных бумаг». Составление презентации к уроку.

    5

    16.09.11

    Проведение урока в 11 классе на тему «Акционерное общество. Виды ценных бумаг». Анализ проведенного урока.


    6

    17.09.11


    Выходной


    7

    18.09.11


    Выходной


    8

    19.09.11

    Поиск информации для реализации родительского собрания.

    9

    20.09.11

    Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 «а» классе на тему «Сущность и основная проблема бизнеса». Анализ урока.



    10

    21.09.11


    Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 «б» классе на тему «Сущность и основная проблема бизнеса». Анализ урока.

    11

    22.09.11

    Подготовка к проведению урока в 11 классе на тему «Деловая игра «Акционерное общество»». Поход в библиотеку, подбор литературы поиск информации в интернете.


    12

    23.09.11

    Проведение урока в 11 классе на тему: «Деловая игра «Акционерное общество»». Анализ урока.

    13

    24.09.11


    выходной


    14

    25.09.11


    выходной


    15

    26.09.11

    Посещение методиста Лопаткиной Натальи Дмитриевны. Разработка и оформление родительского собрания.


    16

    27.09.11

    Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 классе на тему « ». Анализ урока.

    17

    28.09.11

    Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 классе на тему « ». Анализ урока.

    18

    29.09.11

    Подготовка к проведению урока в 11 классе на тему «Виды прибыли и виды затрат» Поиск материалов, работа в библиотеке, с электронными ресурсами.


    19

    30.09.11

    Проведение урока в 11 классе на тему «Виды прибыли и виды затрат». Анализ проведенных уроков.


    20

    1.10.11


    Выходной


    21

    2.10.11


    Выходной


    22

    3.10.11

    Составление плана-конспекта урока в 11 классе на тему «Решение задач на расчет экономической и бухгалтерской прибыли».

    Разработка психолого-педагогической характеристики учащегося в контексте деятельности. Работа с электронными ресурсами.



    23

    4.10.11

    Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 «а» классе на тему «деловая игра «Создание фирмы»». Анализ урока.

    24

    5.10.11

    Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 «б» классе на тему «деловая игра «Создание фирмы»». Анализ урока.

    25

    6.10.11

    Составление анкеты для психолого-педагогической характеристики учащегося. Посещение методиста по воспитательной работе, разработка родительского собрания.

    26

    7.10.11

    Проведение урока в 11 классе на тему «Решение задач на расчет экономической и бухгалтерской прибыли ». Анализ проведенных уроков.

    27

    8.10.11


    Выходной


    28

    9.10.11


    Выходной


    29

    10.10.11

    Сбор материала для психолого-педагогической характеристики на учащегося.

    Анализ проведенной анкеты.

    30

    11.10.11

    Проведение методик психолого-педагогической характеристики учащегося. Анализ. Составления и оформление отчета по ней. Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 «а» классе на тему: «Менеджмент в предпринимательской деятельности». Анализ урока.


    31

    12.10.11

    Посещение урока Левашовой Е.С. в 9 «б» классе на тему: «Менеджмент в предпринимательской деятельности». Анализ урока.

    32

    13.10.11

    Подготовка к уроку в 11 классе на тему: «Производительность труда и факторы, влияющие на нее». Подбор материала.

    33

    14.10.11

    Проведение урока в 11 классе на тему «Производительность труда и факторы, влияющие на нее». Анализ проведенных уроков.

    Составление отчета по пед. практике.


    34

    15.10.11


    Подготовка отчетной документации по итогом педагогической практики.




    35

    16.10.11


    Выходной



    1. Теоретическая часть.

    2.1. Концептуальное положение профессионального обучения.

    Обучение – основная составляющая образовательного процесса. Его элементами являются: сообщение знаний, формирование навыков и умений, необходимых для успешного участия в различных видах социальной деятельности. Кроме того, он может включать в себя и общее развитие человека как личности, развитие его духовного, творческого потенциала в процессе обучения.

    Профессиональное обучение – основная составляющая образовательного процесса, предполагающая получение знаний, умений и навыков для работы в конкретной профессиональной сфере, выполнений определенных функций. В его содержание входят: сообщение знаний, формирование навыков и умений, необходимых для успешного участия в определенных видах специальной деятельности. Профессиональное обучение может включать в себя и общее развитие человека как личности, развитие его творческого потенциала.

    Профессиональное образование – процесс и результат формирования и обогащения установок, знаний, навыков, умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Профессиональное образование как учебная деятельность включает в себя: расширение и углубление фундаментальных знаний, составляющих теоретические основы профессии; приращение знаний по специальным дисциплинам, относящимся к определенной области профессиональных знаний; освоение новых прикладных знаний; совершенствование навыков, обретение личных ноу-хау.

    Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

    Дидактика профессионального образования – наука, имеющая относительно самостоятельное значение, поскольку ее предметом является образование, обучение, воспитание в процессе теоретического усвоения необходимых знаний и становления умений и навыков в условиях производительного труда. Предметом ее являются педагогические системы образовательного процесса, включающие: цели, задачи, содержание образования, организационные формы, способы, средства, условия, способствующие активному, творческому труду обучающихся, их умственному развитию, а также внешние и внутренние факторы, обеспечивающие жизнеспособность совокупности дидактических составляющих.

    Дидактика профессионального образования опирается на теории философии, социологии, психологии, общей педагогики и пр. Как теория профессионального образования, обучения и воспитания она является частью профессиональной педагогики.

    Таксономия дидактических целей – их классификация, систематизация, иерархическое построение, базируется на важности, значимости, целесообразности этих целей.

    Совокупность задач обучения включают в себя: учебные задачи, образовательные задачи, познавательные задачи, практические задачи.

    Оценка и характеристика системы профессионального обучения и ее составляющих должна осуществляться с учетом того, что это сложноорганизованные объекты, а поэтому, на основе системного подхода. Системный подход, представляющий собой определенный этап в развитии способов познания, организации исследовательской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых совокупностей и их частей, является одним из основных методов изучения сложноорганизованных объектов. Этот инструмент исследования предполагает оценку объективной действительности и практики осуществления управления различными сферами с помощью определенных ориентиров, показателей.

    Под системой понимается совокупность взаимодействующих компонентов, обладающая интегральными свойствами, которые не присущи каждому из элементов в отдельности. Особенности системы включают в себя возможность множественного описания, оценки элементарного состава, иерархичности, подчиненности, наличия целей, задач, динамичности, управляемости, многопрофильности и пр.

    Под педагогической системой понимают социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности.

    Педагогическая система основывается на совокупности внутренней и внешней информации. К первой составляющей относятся законодательно-нормативные документы, учебные планы, программы, научно-педагогические сведения. Вторая составляющая включает в себя совокупность сведений о состоянии процесса обучения и его результатах, материально-технической базе и пр.

    Система профессионального обучения, обеспечивающая спрос хозяйствующих субъектов на подготовленных квалифицированных работников, постоянно изменяется в соответствии с динамикой социально-экономической системы общества в процессе ее поступательного развития.
    2.2. Характеристика основных компонентов и этапов профессионального обучения.

    Дифференциация в образовании связана с созданием различий между частями образовательной системы с учётом одного или нескольких направлений профессионального обучения.

    Дидактическая система профессиональной подготовки дифференцирована в соответствии с необходимостью поэтапной последовательности подготовки специалиста.

    Довузовская профессиональная подготовка базируется на знаниях предметов школьной программы, освоение программ училищ, колледжей, техникумов и т. д.

    В вузе процесс профессиональной подготовки должен обеспечить становление специалиста, подготовленного к реализации определённых функций, обусловленных специальностью.

    Процесс получения профессионального образования предполагает формирование знаний, умений, навыков, компетенций, обогащение мотивационных установок, требующих для занятия определённым видом оплачиваемой деятельности.

    Он включает в себя ряд компонентов, к которым относятся:

    1. Появление, расширение, углубление фундаментальных знаний, составляющих теоретические основы профессии;

    2. Приращение знаний по специальным дисциплинам, относящимся к определённым областям профессиональных знаний;

    3. Освоение новых прикладных знаний;

    4. Совершенствование навыков;

    5. Формирование компетенций;

    Кроме того, профессиональная подготовка характеризуется и комплексом факторов, которые включают учебно-методические компоненты, составляющие содержание образования. Перечень требуемых компонентов устанавливается образовательным стандартом.

    Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к образовательной подготовке выпускников образовательных учреждений, определённой специальности и соответствующие этим требованиям содержание, средства, методы, формы обучения, контроль знаний.

    Объектами стандартизации в профессиональной педагогике являются: структура образования, содержание, объём учебной нагрузки, уровень подготовленности обучающихся.

    Выбор определённых средств обучения оказывает значительное влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие, профессиональное становление личности. Роль и значение содержания обучения раскрываются не только содержанием, но и взаимодействием различных компонентов (формы и содержания обучения).

    Совершенствование системы профессионального обучения связано с изменением средств обучения, форм, методов, содержания и структуры учебных предметов.

    2.3. Содержание профессионального обучения и образования.
    Содержание профессионального образования – основной элемент образовательного процесса, поскольку он составляет основу для достижения различных целей, которые ставит общество. Характер и объём подлежащих освоению ЗУН (знаний, умений и навыков) зависят от места, времени, социально-культурного опыта и даже типа и уровня образовательного учреждения.

    Содержание обучения – совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения. Структурное соотношение его различных элементов, последовательность и предполагаемая продолжительность их усвоения устанавливается учебным планом.

    Содержание образования - круг систематических знаний, умений и навыков, которыми обучающиеся овладевают в процессе обучения.

    Реализация в сфере профессионального образования идеи личностной ориентации связана с изменением состава и структуры содержания образования. Эти изменения обеспечивают учёт взаимосвязи с другими профессиями, в направлении возможной в будущем наиболее эффективной трансформации уровня образования при приобретении личностью другой или повышения уровня имеющейся квалификации. Это определяет необходимость использования интегративного подхода при отборе содержания образования по конкретной профессии.

    При отборе содержания образования учитывается ряд параметров. Например, к какой отрасли, к какому виду деятельности она относится, в какую группу родственных профессий входит, какие специальности её составляют.

    Нормативной основой для интегрированного подхода к отбору содержания образования являются документы Госстандарта (перечень профессий и специальностей начального среднего и высшего специального образования).

    Разработанный на основе государственного стандарта профессионального обучения (ГСПО) комплект блоков и модулей, определяющих содержание непрерывного профессионального образования в конкретном направлении с учётом его преемственности, является основой для создания блочно-модульных учебным программ, реализующих непрерывное профессиональное образование.

    Государственный стандарт включает в себя три компонента: 1) федеральный (устанавливается на уровне федерации); 2) региональный (устанавливается на уровне субъекта федерации); 3) компонент образовательного учреждения (устанавливается им самостоятельно).

    Федеральный компонент призван обеспечить равные возможности в получении образования на основе единства образования на основе единства образовательного стандарта, академические свободы обучающихся , защиту их от перегрузок и обеспечение сохранности их здоровья, преемственность образовательных программ, социальную и профессиональную защищённость обучающихся и педагогов.

    Федеральный компонент структурирован по ступеням: начальное, среднее, высшее (а внутри ступеней – по предметам).

    Содержание высшего профессионального педагогического обучения регламентируется стандартом высшего профессионального образования: «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.05.00 – Профессиональное обучение (третий уровень высшего профессионального образования»). Стандарт состоит из трёх разделов: общей характеристики профессии, требований к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности, обязательного минимума содержания профессиональной программы по специальности.

    Профессиональное педагогическое образование (ППО) является новым специфическим видом образования. В Классификаторе специальностей высшего профессионального образования ему соответствует только одна специальность 030500 – ПО.

    В её рамках формируются различные специализации, соответствующие направлениям различных сфер хозяйства.

    Содержание среднего ППО строится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0308 «ПО» (профессиональное обучение).

    В связи с тем, что данная специальность охватывает многочисленные специализации, принципиально отличающиеся содержанием, стандарт предусматривает объединение их в 12 групп по отраслевому признаку, предусматривая 42 специальности.

    Например, специальность 0305500.18 - Профессиональное обучение (экономика и управление), обеспечивает получение будущим специалистом квалификации – педагог профессионального обучения.

    Эффективный процесс подготовки квалифицированных кадров для профессиональной деятельности является важной задачей, поскольку это определяет реальные успехи будущей производительной деятельности.

    Программа дисциплины «Методика профессионального обучения» обосновывает возможность получения обучающимися такого уровня компетентности, который позволит им не только организовать продуктивную деятельность будущего специалиста, но и обосновать возможность создания и выполнения алгоритмов нетиповой деятельности, мотивирует к получению дополнительных ЗУН и формированию компетенций на протяжении всей жизни.

    В процессе освоения предмета формируется активная жизненная позиция, основанная на понимании того, что только от уровня собственной подготовки, наличия умений самообразовываться, зависит возможность успешной профессиональной жизнедеятельности.

    Предметом педагогического воздействия является формирование позиции подготовленного профессионала-гражданина, реализующего поставленные цели в сфере продуктивной деятельности, в соответствии с уровнем научно-технического прогресса, на основе учёта требований экологии, социологии, других факторов и условий.

    Целью обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 03.05.00.18, является получение необходимых теоретических знаний будущими педагогами профессионального обучения, способными обеспечить приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий, организаций, центров по подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих, специалистов службы занятости населения.

    Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса.

    Педагог профессионального обучения должен уметь осуществлять организацию и проведение теоретического обучения по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение по группам родственных профессий экономического профиля.

    Эта деятельность должна быть основана на сочетании практического обучения с производственным трудом при использовании передовых экономических методов, технологий управления, внедрении передовых способов обучения.

    Педагог профессионального обучения должен проявлять умения в осуществлении обеспечения учебно-воспитательной деятельности, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы по проблемам профессионального обучения.

    Педагог профессионального обучения должен иметь навыками разработки учебно-методической документации (основных профессиональных образовательных программ, учебных планов, пособий, рекомендаций и пр.), постоянно совершенствовать формы, методы профессионального обучения и повышения квалификации.

    Стандарт определяет сферу деятельности специалиста следующим образом:

    1. Профессиональное обучение в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования и на производстве.

    2. Научные исследования образовательных процессов и структур.

    3. Участие в научных исследованиях по проблемам техники и технологии в соответствующей отрасли.

    4. Научно-производственная и консультационно-управленческая деятельность в сфере образования и на производстве в соответствии со специализацией.

    5. Культурно-просветительская деятельность.



    2.4. Методы, средства и формы теоретического и практического обучения.

    Методы профессионального обучения – способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, на их развитие и воспитание. Методы обучения – это приемы и способы осуществления учебного процесса (преподавания и учения).

    Методы обучения, как способы осуществления учебного процесса можно условно рассматривать в трех аспектах: общедидактическом, частнодидактическом, частнометодическом.

    В первом случае отражается объективная сущность, требования, дидактические возможности метода, характерные для него, как такового, независимо от периода учебного процесса, цикла содержания обучения, учебного предмета.

    Частнодидактический аспект включает в себя общую характеристику метода в специфических условиях его использования применительно к периоду учебного процесса, а также особенностей содержания обучения (в начальной, средней школе и пр.)

    Частнометодический аспект основывается на общедидактических и частнодидактических характеристиках методов и отражает частные методики изучения конкретных предметов.

    В современных условиях акценты делаются на инновации в процессе профессионального обучения, в частности, на:

    -дистанционное обучение;

    -контроль знаний в автоматизированной обучающей системе;

    -тестирование;

    -активные методы обучения и пр.

    В зависимости от основных дидактических задач на конкретном этапе обучения выделяют следующие методы: приобретение знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, закрепление, проверка знаний, навыков и умений.

    В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделяют методы, объединенные в две группы: репродуктивные и проблемно-поисковые.

    Предложены классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающий и исполнительный; объяснительный и репродуктивный; индуктивно-практический и продуктивно-практический; объяснительно-побуждающий и частично-поисковый; побуждающий и поисковый.

    Наличие многочисленных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Обозначается многосторонний, комплексный подход к характеристике их сущности. Такой подход позволяет условно подразделить методы обучения на три основные группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности студентов.

    К первой группе можно отнести словесные, наглядные, практические методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно; под руководством преподавателя или самостоятельно; в репродуктивном или продуктивном направлениях (например, лекция, беседа, рассказ, объяснение, показ, демонстрация, наблюдение, упражнения и пр.). Ко второй группе относятся методы стимулирования и мотивации как учебно-познавательной, так и учебно-производственной деятельности, повышения интереса к учебному процессу (например, познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций, поощрение, одобрение, порицание и др.). К третьей группе относятся методы устного, письменного, практического контроля, самоконтроля, методы тестирования уровня знаний, умений обучаемых (например, фронтальные опросы, письменные контрольные работы в различных вариантах и т.д.).

    Деятельность педагога складывается из следующих основных типичных компонентов: целевая установка, определение содержания и порядка деятельности обучаемых, собственно обучающая деятельность, руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся, контроль, подведение итогов.

    Средства обучения – это материальные предметы, используемые в процессе обучения. В их состав включаются: учебная литература, информационные материалы к средствам обучения, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы, специальное оборудование.

    Средства учебно-методического обеспечения учебного процесса содержат учебно-методический комплекс и учебно-материальную базу.

    Учебно-методический комплекс включают: программу, учебные тексты, опорные конспекты, печатный раздаточный, иллюстрационный материал, различные носители информации, методические рекомендации по изучению курса, лабораторные практикумы, справочники, программы, мультимедиа технологии, тесты, образцы курсовых проектов и пр.

    Опорный конспект обычно организован как система ключевых определений, фраз, формул, характеристик, активизирующих познавательную деятельность студента.

    Форма обучения – это законченная часть (клеточка) процесса обучения, которую можно характеризовать следующими признаками:

    1. место проведения;

    2. состав участников;

    3. время начала, окончания, протяженности учебной деятельности;

    4. содержание учебной деятельности;

    5. организация деятельности.

    Форма образовательного процесса – его организация, обусловленная целями образовательной деятельности и ее текущими задачами; совокупность учреждений и способов, посредством которых обеспечивается и передача, и освоение социально-культурного опыта, формируется способность к его обогащению. Форма обучения включает в себя определенное количество компонентов, которые можно классифицировать. Классификация на основе: 1) временной протяженности позволяет, например, выделить либо конкретный период, либо соотнести со временем всей жизни человека; 2) институционального оформления – систему учреждений и программ; 3) в режиме дидактической системы – формы и методы работы, используемые субъектами образовательной деятельности.

    Формы обучения в зависимости от учебного времени, потраченного на них, и частоте присутствия в учебном процессе делятся на основные и дополнительные. К основным формам обучения относятся: урок, домашняя работа, семинар, лекция, лабораторное занятие, практикум, учебная практика, а к дополнительным: дополнительное занятие, консультация, коллоквиум, конференция, экскурсия, факультатив.
    2.5. Дидактическое проектирование.

    Целеполагание – деятельность, направленная на постановку и логическое обоснование целей. Практикой обоснованы общие требования к целеполаганию и целям: конкретность целей, реальность целей и вытекающих из них задач, контролируемость, оцениваемость, возможность повторить описанные результаты, преемственность.

    Цель – это предполагаемый результат деятельности. Частью цели является задачи, характеризующиеся ее элементы, этапы достижения. Процессы постановки и реализации целей являются сложными и многоплановыми. Наличие цели, разумеется, не приводит автоматически к желаемому результату, но именно оно способствует реализации желания учителя и ученика осуществлять образование.

    Эффективность целеполагания определяется обоснованием целей, как мотивированного практикой, обоснованного заказчиком результата учебной деятельности, состояния учебно-воспитательной работы, выявлением реальных условий их осуществления, оценкой возможностей обучающихся и обучаемых достижения поставленных целей. Они должны быть конкретными, реальными, мотивированными, достижимыми.

    Процесс целеполагания предполагают необходимость выявления, определения, обоснования, формулирования вытекающих из постановленных целей задач учебной деятельности, вариантов ее организации.

    Цель обучения – развивать у обучающихся возможности развивать новый опыт. Основой этого процесса служит целенаправленное формирование творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, поиска и определения собственных личностных смыслов и ценностных отношений. Ход и результаты обучения приобретают личностный характер.

    Ориентиром для современного обучения является не только формирование новых, но и перестройка имеющихся знаний. Это означает необходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность учащихся, использовать различные виды учебного диалога, опору на воображение, аналогии и метафоры, работу с концептуальными моделями и т.д.

    Цели профессионального обучения соотносятся с необходимостью ответа на поставленные временем вопросы и могут включать в себя достаточно большее количество компонентов.

    Общие цели предполагают определение направления педагогической деятельности, в соответствии с которым обучающиеся должны обрести определенный объем знаний, сформировать конкретный умения и приобрести обоснованные стандартом навыки. Частные цели – выглядят как скорректированные эталонные, поскольку все части структуры и педагогического процесса, не соответствуют эталону и трансформируются в педагогической деятельности.

    Стратегические цели предлагают определение этапов их достижения, характеристику четко определенных организационно-педагогических мероприятий, приводящих к реализации поставленных целей. Они могут, в свою очередь, подразделяться на цели средней и дальней перспективы. Тактические цели реализуются в ближней перспективе, прогнозируют результаты проведения конкретного знания, мероприятия.

    При выдвижении цели необходимо руководствоваться, с одной стороны, нормативными требованиями по организации учебного процесса, а с другой стороны, реальной оценкой всех единиц совокупности педагогического процесса.
    2.6. Общая характеристика технологической деятельности педагога профессионального обучения.

    Педагогическая технологическая деятельность педагога (ПТДП) профессионального обучения является формой активного, творческого, преобразовательного отношения преподавателя к ее объекту, предмету, исходному состоянию и к конечному результату, что ставит преподавателя и обучаемых в положение активных субъектов деятельности. Это деятельность предметная, включающая отбор, структурирование содержания учебной дисциплины, конкретных задач, заданий и упражнений, постановку эксперимента, опытов, направлена на усвоение фактов, связей и зависимости между понятий, законов, теорий, опирающихся на них действий. ПТДП через включение обучаемых в активную деятельность должна обеспечивать их активную позицию. Она должна быть связана со всеми сторонами личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, эмоциональным отношением, волевыми проявлениями к пр. Педагогическая технологическая деятельность педагога профессионального обучения включает в себя цели, задачи, функции, умения их реализации.

    Цели выступают центральным системообразующим компонентом и определяются социальным заказом системе образования и конкретными целями подготовки специалистов, отраженных в квалификационных требованиях, учебных планах и программах.

    ПТДП в реальном образовательно-воспитательном процессе выступает как процесс реализации системы педагогических функций. К ним можно отнести: проектировочную, конструкторскую, коммуникативную, управленческую и др. Кроме того, это еще и широкий круг образовательных и воспитательных задач. Они образуют взаимообусловленную педагогическую деятельность, включающую в себя совокупность задач от поставленных целей до получения конкретного результата.


      1. Контроль и коррекция усвоения.

    Организация, системы контроля за учебной деятельностью и ее результатами как в системе традиционного образования, так и в режиме обуче­ния с элементами дистанционной передачи информации представляется од­ной из самых злободневных проблем. Особенно это касается системы опера­тивного контроля.

    То, что преподаватель непосредственно недостаточно часто контак­тирует со студентом в процессе всего срока обучения, позволяет рассматри­вать задачу организации надлежащего контроля за усвоением изучаемого ма­териала, как одну из самых трудно решаемых. Для традиционной системы организации обучения осуществление личностного контроля за про­цессом формирования, углубления, упрочения знаний достаточно трудно. Привнесение в систему обучения дистанционных методов передачи инфор­мации несколько облегчает проблему. Ее решение в полном объеме практи­чески не возможно, поскольку организация контроля в режиме дистанцион­ного варианта, создает условия, когда обучающиеся и преподаватели не ви­дят друг друга. Поэтому возможно возникновение ситуаций, связанных с недобросовестностью аттестуемого. Кроме того, ситуация может быть связана и со сбоями передачи информации, деятельности компьютерных систем и т.п. Это обосновывает необходимость наличия вариативного многопланового подхода к организации системы контроля.

    Многоаспектная система контроля, по нашему мнению, включает в себя варианты тестовых опросов, задач по разделам, темам, курсам, являю­щихся основой для итоговой оценки результатов преподавания, достижения требований, обусловленных стандартом. Это является основой для ком­плексного подхода к подготовке специалиста, обеспечения у него понимания места различных базовых и специальных курсов в системе формируемых знаний.

    Однако существует и другой взгляд на организацию контрольные ме­роприятий. Он основывается на утверждении значимости независимости обучающегося от обучавшего, а к качестве критерия предлагается положи­тельный эффект обусловленный ею, поскольку независимость рассматривается как источник повышения качества образования.

    «Вместо представлений о пассивных учениках, которые обучают с помощью изощренных преподавательских средств, развивается концепция дистанционного образования как открытого партнерства учителей и само­стоятельно обучающихся учению в, которые во многом сами направляют и контролируют учебный процесс» .

    Авторы и сторонники этого взгляда при сравнительной характеристи­ке традиционной системы обучения и системы обучения в режиме компьютерных технологий , обычно обосновывают значимость новой схемы органи­зации передаем информации, структуры взаимодействия ученика и преподавателя при разных формах обучения. При традиционной форме обучения преподаватель находится как бы между учеником и областью преподаваемых знаний, и роль преподавателя сводится к передаче информации. При дистанционной форме обучения преподаватель находится рядом с учеником и ос­новной задачей преподавателя становятся помощь в изучении материала. Подобная ситуация, по мнению авторов подобного подхода, определяет ми­нимизацию контроля, обоснованную заинтересованностью обучаемых сту­дентов в получении знаний, формировании умений, отработке навыков.

    Вместе с тем, практика показывает, насколько значимо наличие систе­мы контроля при необходимости достижения позитивного результата в лю­бой области деятельности. Представляется невозможным минимизировать ответственность учебного заведения за качество подготовки специалиста и переоценку значимости системы самоконтроля, недооценку ответственности педагога за организацию оценивания реально полученных студентами знаний. Общество, поручившее конкретным профессионалам подготовку специалистов, материально обеспечивающее ее по значимом направлениям в силу принципов безопасности должно иметь систему контроля за качеством под­готовки во всех учебные заведениях любые профилей, форм собственности.


      1. Корректировка учебного процесса.

    Понятия «коррекция» и «корректировка» традиционно используются .в тех случаях, когда обоснована необходимость изменений, обусловленных недостаточностью личностных качеств у обучающегося, позволяющих усваи­вать определенные знания, формировать умения, отрабатывать навыки.

    Под корректированием понимается поправка, частичное изменение, исправление элементов педагогической деятельности, под коррекцией - дея­тельность педагогов-специалистов, направленная на преодоление, либо ос­лабление недостатков, свойственных аномальным детям, содействующая бо­лее интенсивному и правильному умственному и физическому развитию. Та­ким образом, понятие коррекционно- развивающего обучения связывается с восстановлением пробелов в личностном и интеллектуальном развитии обучаемых и обеспечение необходимых предпосылок для их общеличностного и даже профессионального становления.

    В педагогической литературе делается акцент на то, что в процессе коррекции должен осуществляться синтез не только процессов коррекции, развития, но и социального формирования и адаптации. Обращается внима­ние на то, что коррекция предполагает систему педагогических, психологи­ческих и медицинских мер, направленных на устранение отклонений в пси­хическом и общеличностном развитии. Указывается, что в процессе корректирования происходит изменение негативных установок и мотивации на позитив­ные, пассивной позиции в деятельности - на активную, а также снимается тревожность, неуверенность, закомплексованность. Не вызывает сомнений, что в ходе коррекции происходит компенсация временно утраченных резер­вов личности и функций, т.е. восстановление, перестройка или замещение, поскольку их несформированность тормозит профессиональное и общеличностное становление.

    Вместе с тем, представляется, что в современных условиях понятие коррекционной деятельности целесообразно понимать шире, поскольку про­исходящие в последние десятилетия изменения привели общество к доста­точно сложному положению, выход из которого должен быть продуман спе­циалистами различных профессий от экономистов до педагогов.

    Коррекционная деятельность в системе профессионального обучения является сферой, к которой целесообразно направить внимание и практикой и исследователей, поскольку изменения, преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, появление огромных потоков информации, бурное развитие телекоммуникационных линия, коммуникационных техно­логий, техники обосновали необходимость формирования новых подходов к организации процессов получения знаний, совершенствования умений, ста­новления навыков, личностных качеств на протяжении всей жизни.

    Если в качестве примера привести деятельность профессионала- экономиста любого профиля, то можно с уверенностью сказать что благодаря собственным усилиям он не в состоянии отследить всю совокупность вновь принимаемых законодательно-нормативных документов, которые со­ставляют основу для принятия управленческих решений. Возможности его быстрой адаптации к потокам информации реальны при наличии помощи из­вне - профессионалов, обеспечивающих не только аккумуляцию, адаптацию, концентрацию новых знаний (умений), но и динамичную адресную передачу их пользователям.

    В настоящее время многочисленные информационные службы берут на себя частично роль подобного механизма. Вместе с тем, целесообразность использования для подобных целей профессионалов-педагогов не вызывает сомнений. Высшие учебные заведения располагают не только штатом спе­циалистов, но и материальной базой, учебно-методическими комплексами. Поэтому коррекционная деятельность является сферой деятельности тех высших учебных заведений, которые организовывают выпуск специалистов

    подобного профиля и способны постоянно организовывать деятельность по обеспечению достоянного профессионального роста своих бывших воспи­танников. Педагоги на этом пути имеют возможности использования различ­ных инструментов как традиционного, так и инновационного характера.

    Наши исследования, проводимые в ходе анализа процессов самообра­зования, самоконтроля, показывают, что зачастую даже зрелые люди не могут обеспечить кропотливую и постоянную работу над со­бой с целью самокоррекции и самореорганизации деятельности под влияни­ем новых требования, идущих извне, от профессии, от общества, развития науки, культуры, техники. Педагогическое сопровождение, обеспечивающее процесс формирования профессиональных и личностных качеств состоявше­гося человека, может охватывать период его образования в системе заочного иди курсового обучения. Оно может продолжаться и после того, как процесс обучения в системе заочного или курсового обучения будет закончен. Адап­тационные возможности профессионала к запросам времени повышаются, если подобные; взаимоотношения будут носить долгосрочный характер,

    Человек, как субъект творческой, познавательной профессиональной . деятельности, требует постоянного Внимания к себе, поскольку процессы, обеспечивающие самореализацию творческого потенциала, развития актив­ности и готовности к позитивным изменениям, в определенной степени, мо­гут быть предметом стимулирующего воздействия со стороны заинтересо­ванных лиц. Ими могут быть руководители фирм, предприятий, организаций, работники высших учебных заведений, руководители структур курсового обучения, служащие информационных систем.

    Педагоги образовательных учреждений, занимающиеся обучением взрослых людей, получающих основное или дополнительное образование, в силу своей творческой позиции осознают личную ответственность за них. Это создает основу для характеристики профессиональной достаточности обучаемых уже в период работы с ними, поскольку важнейшим фактором ус­пешности человека в жизни является профессионализм и компетентность.

    3.Практическая часть.

      1. Урок изучения нового материала.

    План-конспект урока по экономике

    11 класс

      1   2
    написать администратору сайта