Главная страница
Навигация по странице:

  • Коррекционно – образовательные

  • Планируемые результаты (целевые ориентиры)

  • Оборудование

  • 1. Организационный момент.

  • 2. Сравнение звуков по артикуляции: Ч

  • 3. Характеристика звуков. Ч – согласный, глухой, мягкий.Щ – согласный, глухой, мягкий.4. Соотнесение звука и буквы

  • 5. Посмотрим мы с вами в щель и увидим…

  • 6. Прошли мы с вами огород и

  • 8.Физминутка. 9.Графический диктант

  • 10. Посмотрим снова в щель.

  • 11. И снова в щель мы видим

  • 12.Посмотрели в щель и увидели почтовый ящик

  • 13. Рефлексия. - Что было трудно- Что узнали нового- Ваше отношение, как оцените свою работу.Спасибо!ЛИТЕРАТУРА.

  • Конспект логопедического урока на тему "Дифференциация звуков и букв [Ч - Щ]. Конспект логопедического урока на тему "Дифференциация звук. Урок по развивающему обучению Задачи Развитие речи


    НазваниеУрок по развивающему обучению Задачи Развитие речи
    АнкорКонспект логопедического урока на тему "Дифференциация звуков и букв [Ч - Щ
    Дата17.09.2017
    Размер358 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект логопедического урока на тему "Дифференциация звук.doc
    ТипУрок
    #31640
    КатегорияЛогопедия

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ
    (урок по развивающему обучению )

    Задачи:

    Развитие речи:


    Коррекционно – образовательные:

    • Развитие навыков фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза и логического мышления;

    • Развитее общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, тактильных ощущений, мимики, интонационной стороны речи;

    • Развивать навыки звукобуквенного и звукослогового анализа.

    • Словообразование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительно – пренебрежительными суффиксами.


    Воспитательные:

    Планируемые результаты (целевые ориентиры): обучающийся должен дифференцировать звуки [ Ч' и Щ']; может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; способность к волевым усилиям, умеет подчиняться правилам поведения; проявляет инициативу и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

    Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, звуковые линейки, звуковые модели, пластилин, набор букв и наборное полотно, индивидуальные карточки с заданием.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    а) прочитайте слова ЧЕЛКА ЩЕЛКА

    б) одинаковое значение слов или разное?

    в) что обозначает слово ЧЕЛКА – а) прядь гривы, падающая на лоб;

    б) род прически – опущенная на лоб и

    подстриженная прядь волос.

    ЩЕЛКА – маленькая щель.

    г) какими звуками отличаются эти слова Ч –Щ

    д) Сообщение темы. Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки Ч – Щ.

    2. Сравнение звуков по артикуляции:

    Ч

    Щ

    губы

    трубочкой

    Трубочкой, немного растянуты в улыбке

    зубы

    сближены

    сближены

    язык

    Поднят кончик языка к альвеолам верхнего нёба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

    Поднят кончик языка к альвеолам верхнего нёба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы напряжены.

    голосовые связки

    Не работают

    Не работают


    По-разному работают губы, а зубы, язык и голосовые связки работают одинаково.

    3. Характеристика звуков.

    Ч – согласный, глухой, мягкий.

    Щ – согласный, глухой, мягкий.

    4. Соотнесение звука и буквы

    - какой буквой на письме обозначается звук Ч

    - какой буквой на письме обозначается звук Щ
    5. Посмотрим мы с вами в щель и увидим…

    а) звуковая линейка (определение место звука в словах по цифровому ряду).

    звук Ч кабачки (5), чеснок (1), одуванчик (7), паучки (4), черника (1).

    (предметные картинки)

    Назовите слово, которое состоит из 4-ех слогов (одуванчик)

    из 2-ух слогов (чеснок)

    Составьте звуковую модель этих слов.





    6. Прошли мы с вами огород и (снова смотрим в щель) попали в чащу.

    Что такое чаща? (Чаща – это густой, труднопроходимый лес)

    А в чаще растут разные деревья березы, сосны, ели. Нам нужно найти задание. Под грибочком, который растет справа от земляники, но слева от маленькой елки, лежит наше задание.

    Поставить плюсы в квадратах, напротив букв Ч, Щ, если услышите в словах заданные звуки.

    Овощи, печенье, чудовище, камыш, защищать, чучело. Проверка с моей таблицей. Кто помнит слова, которые были названы?

    Чудовище – это сказочное страшное существо, или уродливый, безобразный, внушающий страх человек или животное.

    Камыш – это высокое водное или болотное растение.

    Чучело – это фигура животного из набитой чем-нибудь шкуры, или пугало для птиц в виде куклы, или говорят так о грязном, небрежно одетом человеке.




    Ч

    Щ

    Ч – Щ

    -






    +









    +


















    + +















    +






    + +









    + +












    7.Песочная поляна.

    Заглянем в щель. Песочная поляна перед нами, а кто это лежит? (ящерица)

    Игра «Волшебный мешочек». Найдите букву Ч среди других букв, и заменить букву Щ на букву Ч, прочитать слова, объяснить значение, слова записаны в транскрипции

    [п' ищ 'ат ' ] - ПИЩАТЬ (издавать писк) – ПЕЧАТЬ (напечатанные произведения, знак)

    [тащ' у] - ТАЩУ (нести кого-то) – ТОЧУ (делать острым, трением о камень)

    ['щ отка] - ЩЕТКА (изделие для чистки с волосками)– ЧЕТКО (говорить четко)

    [пла'щ ] - ПЛАЩ – ПЛАЧ

    [мощ' ] - МОЩЬ (могущество, сила) – МОЧЬ (может)
    8.Физминутка.
    9.Графический диктант (по предметным картинкам). Работа в тетрадях. Число, месяц. ЯЩЕРИЦА, ОВОЩИ, СВЕЧА, ЧУЛОК, ЩУКА, БАБОЧКА, БОЧКА, СПИЧКИ, ЩЕНОК, МЯЧ, КЛЕЩИ, ОЧКИ, УДОЧКА. Проверяем, с моим графиком. Сколько букв Ч-8, Щ-5.
    10. Посмотрим снова в щель. А там … (болото).



    Кто знает, что такое болото? (топкое место со стоячей водой). Что растет на болоте? (камыши). А кто живет на болоте? (лягушки). И вот следующее задание.

    Назвать предметы ласково, чтобы слышался звук Ч и очень большущие предметы, чтобы слышался звук Щ.
    Лягушка - лягушечка, лягушище.


    Диван – диванчик, диванище.


    Заяц – зайчик, зайчище.


    Тигр – тигреночек, тигрище.



    Составить словосочетания со словом лягушечка, выбирая подходящие слова из данных слов (мокрая, зеленая, квадратная, холодная, прозрачная, добрая). Проверяем.
    11. И снова в щель мы видим… Дальше нам встретился ]ручей.

    По ручью плывут слова. Из слов составить предложение по заданной схеме. ( хищную, мальчик, на, щуку, поймал.)


    Мальчик поймал на удочку хищную щуку.

    Поставить над схемой соответствующие буквы Ч –Щ.

    Проверяем.
    12.Посмотрели в щель и увидели почтовый ящик, а в нем задание.

    Прочитать текст, исправить ошибки. Исправить ошибки в тексте, пересказать по памяти.

    Возле щулана сидел ченок. Он еще совсем маленький. Слущайно его лапка попала в чель, и ченок запичал. Мальщики смастерили для ченка ячик, положили на дно старый плач.

    Что такое чулан – это помещение в доме, служащее кладовой. ( Проверка).

    13. Рефлексия.

    - Что было трудно?
    - Что узнали нового?
    - Ваше отношение, как оцените свою работу.

    Спасибо!

    ЛИТЕРАТУРА.

    Лопухина И. С. « Логопедия.Упражнения для развития речи.» Дельта. Санкт-Петербург 1997 г.

    Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма». Санкт-Петербург. 1995 г.

    Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников» М. 1983 г.

    Сухарева Э.Л. « Учим играя». Ярославль 1992 г.
    написать администратору сайта