Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Урок русского языка " Разделительный мягкий знак". Урок русского языка во 2 классе по теме


Скачать 114.5 Kb.
НазваниеУрок русского языка во 2 классе по теме
АнкорУрок русского языка " Разделительный мягкий знак"
Дата17.09.2017
Размер114.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУрок русского языка " Разделительный мягкий знак".doc
ТипУрок
#32145
КатегорияНачальные классы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

с. Озек-Суат

Урок русского языка во 2 классе

по теме :
« Правописание слов с разделительным мягким

знаком и мягким знаком для обозначения

мягкости согласных звуков на письме».


Учитель: Джумаева Г.Т.

Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме:

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных звуков на письме»

Учитель: Джумаева Г.Т.

Цель урока:  формировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком- показателем мягкости.

Задачи урока:

Формулировать умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.

Формировать умение употреблять разделительный мягкий знак.

Развивать умения различать две функции мягкого знака: разделительного мягкого знака и показателя мягкости согласных.

Развивать умения составлять предложения, работать с деформированным текстом.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать речь, мышление, память, наблюдательность, делать выводы.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, позитивное отношение к себе, интерес к предмету, самостоятельность.

Задачи и цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС )

Универсальные учебные действия (УДД)

Личностные:

- сохранять мотивацию к учёбе; развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

- строить высказывания в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, проводить сравнения.

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- участвовать в групповом обсуждении.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, плакат « Мало уметь писать, надо уметь думать», рисунок для рефлексии, магниты, звёздочки. Учебник « Русский язык»( авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина )

Ход урока

I Организационный момент. Слайд 1

Слайд 2 (Заставка песни «Улыбка»)

Психологический настрой.

- Добрый день, уважаемые гости!

Мы приветствуем Вас на нашем уроке!

- Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение.

- Подарите улыбку мне, друг другу и нашим гостям. Улыбка может согреть своим теплом и улучшить настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Спасибо всем! Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок. Я надеюсь, что такое хорошее настроение сохранится в течение всего урока.

Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:

« Мало уметь писать, надо уметь думать». ( читают хором)

Как вы понимаете эти слова? ( Слушаю ответы детей)

- Верно, ребята, прежде чем написать слово, надо подумать , а потом написать.

II Чистописание.

На доске записано число, классная работа. Какую орфограмму вы должны вспомнить? ( удвоенная согласная )

Ребята, а теперь минутка чистописания.

-Выполним сначала пальчиковую разминку.

Большой палец мы потрём,

Указательный пожмём,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный-пощипаем.

А мизинец разотрём.

Кистью дружно мы стряхнём

И писать начнём.

Слайд 3 (буквосочетания )

- На доске буквосочетания. Прочитаем хором буквосочетания первой строчки.

- Как они произносятся? (мягко)

-Какую роль выполняет ь? ( показывает мягкость согласного)

- А теперь прочитаем буквосочетания второй строчки.

- Какую роль выполняет ь в этих сочетаниях?

( ь разделяет согласную от гласного)

- А теперь, правильно сели , красиво спишите на две строчки.

Обратите внимание на соединения буквосочетаний.

III Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, и сейчас настало время узнать, куда. А для этого внимательно послушайте стихотворение:

В путешествие сегодня

Отправляемся, друзья.

В необычный город-сказку

Под названьем(Мягкий знак )

– Куда мы отправимся сегодня путешествовать? (город-сказку)

Слайд 4 ( город- сказка )

(На доске появляется карта - города в виде мягкого знака)

-Молодцы, ребята! Правильно отгадали название города.

- Давайте уточним, над какой темой мы будем работать на уроке.

( ответы детей )

Слайд 5 ( тема урока)

-Сегодня, ребята, мы будем работать над темой: «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком показателем мягкости согласных звуков на письме».

IV Работа над темой.

Создание проблемной ситуации.

- Сегодня на уроке мы должны выяснить, какой же из знаков нужнее и главнее в стране Грамматики.

- Путешествуя по сказочным городам мы попадаем в красивый

нам всем знакомый город. Но прежде, чем войти в этот город, скажите:

- Как называется наш край, в котором мы живём? (Ставропольский)

- Какой главный город нашего края? ( Ставрополь)

Слайд 6( г. Ставрополь )

-Правильно. Город Ставрополь является центром Ставропольского края. Ставрополь красивый, солнечный город.

- Прочтите это слово хором.

- Какую орфограмму вы заметили в написании этого слова?

( Ставрополь- название города пишется с большой буквы, на конце слова пишется ь, ударная гласная –а, безударная-о)

-Ребята, а кто из вас был в Ставрополе?

-Вы, наверное, заметили как и в любом городе в Ставрополе очень много красивых улиц, переулков, проспектов.

-Давайте вспомним, какие же ещё слова пишутся с большой буквы?

( Ответы детей)

-Скажите, а есть ли у нас в классе дети , в написании имён которых есть ь?

( Эмиль, Эльвира, Марьям)

- Путешествуя дальше мы попадаем на улицу предложений.

-Слайд 7 ( слова)

-Назовите орфограммы в этих словах.

-(воскресенье, Эмиль, в, Эльвира, поедут, в, Марьям, Ставрополь.)

-Эмиль, Эльвира - имена собственные пишутся с большой буквы, ь-показатель мягкости согласного.

- Марьям – имя собственное, ь - разделяет согласную от гласного.

- Ставрополь - название города пишется с большой буквы, ь – показатель мягкости согласного.

- воскресенье - ь разделяет согласную от гласного.

Запишем это предложение с комментированием.

Слайд ( предложение)

А теперь проверьте предложение с доской

V Зрительная гимнастика для глаз.

Ваши глазки, наверное, устали. Немного отдохнём и выполним зрительную гимнастику для глаз.

Слайд 8 , 9, 10 ( гимнастика для глаз )

VI Продолжение работы над темой.

- Немного отдохнули. Продолжаем путешествие по нашему городу. Теперь на нашем пути « Торговая площадь».

Представьте, что мы с вами идём по торговой площади. Посмотрели налево, посмотрели направо. Вокруг очень много разных товаров.

Давайте купим такой товар, в названии которого есть разделительный ь.

Слайд 11 (а )« Торговая площадь »

( платье, стулья, ружьё)

- Какую роль выполняет в этих словах разделительный ь?

( разделяет согласный звук от гласного)

Слайд 11 (б) ( слова с ь)

- А теперь назовите слова с мягким знаком.

(букварь, портфель, пальто)

- Какую роль выполняет ь в этих словах?

( мягкий знак показывает мягкость согласного звука )

-Где стоит ь в этих словах?

( на конце и в середине слова )

Так какой это мягкий знак ?

Слайд 12

разделительный

Запишите эти слова в тетрадь.

Мальчики записывают слова с разделительным ь.

Девочки с мягким знаком.

Проверка. Какие слова написали мальчики? Вывод.

Какие- девочки? Вывод.

VII Письмо по памяти.

Продолжаем путешествие дальше. А сейчас нас встречает известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит:

Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья 
Ем печенье, ем варенье.

– Кто же это? (Появляется Карлсон)

Слайд 13 ( Карлсон )

– Карлсон нас встречает с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? (Слова написаны с ошибками. Нет Ь)

– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)

Cлайд 14 ( вставить буквы)

– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е. Получилось (читаем вместеслововаренье и также второе слово печенье)

– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)

схема

Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.

-Приведите примеры, где ь разделяет согласную от гласного.

Давайте прочитаем ещё слова , с которыми подружился Карлсон.

Слайд 15 ( слова с разделительным ь )

Здоровье, льёт, вьюга, друзья, воробьи.

-– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назовите эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительнымЬ.

– А теперь попробуйте сформулировать правило.

- Когда же пишется разделительный ь ?

Слайд 16 ( схема- сигнал )

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

– Молодцы, ребята ,Карлсон очень доволен.

Запишите эти слова по памяти. Подчеркните орфограмму.

VIII Физминутка

Слайд 17 ( детская площадка )

.А вот и детская площадка. Крокодил Гена и Чебурашка предлагают с ними отдохнуть, если вы справитесь с заданиями.

Слайд 18 ( физминутка)

-Я буду называть слова, если в слове разделительный ь вы хлопаете, если мягкий знак вы топаете.

Ружьё, звенья, крыльцо, кисель, платье, Дарья, осень, грязь, перья, редька, варенье, вьюнок, дождь.

– Итак, мы отдохнули , а теперь отправляемся дальше.

IX Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

Слайд 19 ( работа по учебнику )

Продолжаем нашу прогулку. На нашем пути « Проспект текста »

- Открыли учебники стр. 133, № 206

-Прочитайте задание про себя.

- Чтение задания учителем.

-Прочитайте первое предложение. Назовите орфограмму.( аналогично второе и третье предложения.)

-Прежде чем написать упражнение , вспомните, под каким девизом мы работаем. Спишите первые три предложения. Сели все правильно, положите тетради перед собой.

- Списываем красиво, следите за каллиграфией.

- Кто уверен, что правильно выполнил работу, поставьте на полях тетради знак уверенности ( ! ), а те кто сомневается -( ? ).

- Поднимите руки, кто поставил знак уверенности ? кто – вопросительный знак ?

- Ребята, мы с вами будем работать так, чтобы у вас у всех стоял только знак уверенности.

X Развитие умений. Применение полученных знаний.

Мы продолжаем путешествие и попадаем на новый проспект «Проспект чисел ».

Слайд 20 ( числа )

- А почему у нас числа? Мы, что оказались на уроке математики? (нет )

Тогда для чего нужны числа на уроке русского языка?( названия чисел нужно правильно уметь писать.)

- Давайте назовём хором эти числа. ( 5, 6, 7, 8, 9, 10 )

- Что вы заметили в произношении этих чисел? ( ответы детей )

- Запишите числа словами. Подчеркните ь.

- Какую роль выполняет ь ?

Вывод: ь показывает мягкость согласного.

Дальше мы попадаем на улицу « Загадок ».

Слайд 21 ( загадки )

- Я буду читать загадки, а вы их отгадайте.

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. ( свинья )

Очень любит есть бананы

Это точно ….( обезьяна )

Летом вырастают,

Осенью опадают .( листья )

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают

Даже крохи подбирают.

- Чик - чирик, - везде свои,

Непоседы……..( воробьи )

- Какая орфограмма есть во всех этих словах?

-Какую роль выполняет ь в словах отгадках?

( ь разделяет согласную от гласного)

XI Рефлексия.

На этом наше путешествие заканчивается. Вернёмся к высказыванию на доске. Прочтём его ещё раз.

« Мало уметь писать, надо уметь думать».

- Как вы думаете, решили мы с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?

- Да. Прежде, чем написать слово, мы должны подумать, потом его написать.

- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?

( разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости)

- Какие выводы про ь можете сделать?

- Где может находиться ь?

( в середине и в конце слова )

-Перед какими буквами пишется разделительный ь?

- Какой же мягкий знак нужнее в стране Грамматики?( оба )

XII Домашнее задание. Слайд 22

Стр.78, № 174 ( дидактический материал )

XIII Самооценка работы на уроке учащимися.

Слайд 23 ( вопросы )

Ответьте на вопросы:

– Я понял, что …
– Я научился …
– Занятие дало мне для жизни …
– Мне захотелось …

– Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.

 Слайд 24( салют )

– Мягкий знак, жители сказочного города в вашу честь и с вашей помощью устраивают праздничный салют. На столах  лежат залпы салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко и интересно было выполнять все задания, выбираете желтую или красную звёздочки. Если было трудно – синюю.

Дети по команде запускают салют.

Слайд 25 Спасибо за урок! Вы умнички !
написать администратору сайта