Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

эссе индастриал. В свое время различные деятели, изучавшие общество как систему объектов, создавали свою классификацию его типов. К


Скачать 14.66 Kb.
НазваниеВ свое время различные деятели, изучавшие общество как систему объектов, создавали свою классификацию его типов. К
Анкорэссе индастриал.docx
Дата11.07.2018
Размер14.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе индастриал.docx
ТипДокументы
#19627


В свое время различные деятели, изучавшие общество как систему объектов, создавали свою классификацию его типов. К. Марксом предложено деление по способу производства материальных благ и производственным отношениям – от первобытнообщинного до коммунистического. К. Поппер делил общества на закрытые и открытые (с приверженностью традициям и с динамичной социальной структурой соответственно). Есть простые и сложные типы. Но нас интересует синтетическая модель, создателем которой явился Д. Белл, которая выделяет три стадии всемирной истории: до-И., индустриальную (И.), пост-И. А конкретно, - как происходит изменение социальных ролей с переходом к И. типу.

(Если кто не знает, под социальной ролью принято подразумевать поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус, позицию индивида внутри группы.)

Общество в узком смысле рассматривается как совокупность людей, наделенных собственным сознанием и волей и проявляющих себя в свете определенных интересов. До-И. тип общественно-экономической формации обладает характерной особенностью: наличием социальной солидарности. Она-то и препятствует переходу индивида из одной социальной ячейки в другую, даже если от этого все только выиграют. Ярким примером могут служить рабовладельческие и кастовые общества. Далеко не всякий раб (или гладиатор, сражающийся за право быть свободным на арене Колизея) могли добиться свободы. Впрочем, и боролись за нее не все, предпочитая смириться со своим положением и держаться друг друга. Отнюдь не каждая пара влюбленных индийцев из разных каст могла обрести семейное счастье, как часто мы могли видеть на экранах кинозала. Люди видели смысл держаться вместе с теми, кто имел тот же статус – сплотившись однородной массой, они были сильнее и могли поддерживать друг друга все из той же пресловутой солидарности. Это было привычно и прививалось в рамках обычаев. Но, выполняя свою интегративную функцию, традиции подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

И все же человечество растет, познает окружающий мир. Рождающиеся гении постоянно подталкивают повозку прогресса. И вот она вскоре сменяет колеса на рельсы и превращается в поезд. Появляются возможности исследовать новые горизонты, рождаются новые приоритеты. И прежняя медлительная организация общественного порядка не может стать средой развития бурной научной исследовательской деятельности, возрастающего производства. Люди порабощают в большей степени уже не себе подобных, а природу. Активный процесс урбанизации, рост автоматизации производства, разделение трудовой активности и высокая степень специализации – признаки И. общества. Человек представляет большую ценность, как профессионал, личность, максимально реализующая себя в каком-либо полезном деле. Индивиду дается возможность проявить себя на благо человечества, что всячески поощряется. Социокультурная регуляция теперь основывается на сочетании свободы личности и интересов общества.

Возникновение новых специальностей влечет за собой отток индивидов из одной сферы труда и занятости в другую. По истечении времени человек, ставший профессионалом в своем деле под чьим-то руководством или самостоятельно постигнув тайны ремесла, сам может обучать других, сменив, таким образом, одну социальную роль на другую. Типичным примером можно считать класс врачей: получив начальные знания в институте и продолжая обучаться профессии, совершенствуя свои навыки и изобретая новые способы лечения или диагностики, доктор может уйти из практической деятельности и стать преподавателем в своей альма-матер. Одновременно занимать должность депутата, директора сети магазинов медтехники, акционера какой-нибудь нефтяной компании. Или бросить все, и уехать в Африку, посвятив свою жизнь помощи местному населению.

Динамично организованное общество требует и высокой социальной мобильности, проявления инициативы. Потому и неудивительно, что с переходом к индустриальному типу общественно-экономической формации социальные роли становятся незакрепленными и активными.
написать администратору сайта