Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Семинар- практикум для педагогов "Воспитание любви к Родине". Семинар- практикум для педагогов "Воспитание любви к Родине. Викторина для воспитателей Путешествие в прошлое России


Скачать 76.5 Kb.
НазваниеВикторина для воспитателей Путешествие в прошлое России
АнкорСеминар- практикум для педагогов "Воспитание любви к Родине"
Дата18.09.2017
Размер76.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСеминар- практикум для педагогов "Воспитание любви к Родине.doc
ТипВикторина
#38256
КатегорияВоспитательная работа






  1. Сообщение: «Роль устного народного творчества в воспитании любви к Родине»




  1. Викторина для воспитателей «Путешествие в прошлое России»







Воспитание у ребенка любви к Родине – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие, прежде всего, нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Колыбельные песни матери, открывают ему окно в мир эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, чувство защищенности. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка. Детям, засыпающим в колыбели, ласково и серьезно рассказывают о делах отца («пошел за рыбою»), матери («пошла пеленка мыть»), бабушки («пошла дрова рубить»), да и самому несмышленому уже обещано трудовое будущее: Зипун сошьем,/ Боронить пошлем/ В чистые поля/, В зелены луга.

Вот в такой простой форме преподносятся мало что понимающему ребенку колыбельного возраста своеобразный курс «родиноведения», построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности: «чистые поля», «зеленые луга». Патриотизм одно из самых глубоких чувств, оно неотторжимо от любви к детям и во всей полноте проявляется в колыбельных песнях. В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения.

В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. В колыбельной песне мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку.

Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому в высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал хорошую поэзии и музыку.

Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании. Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом — легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое веселое настроение.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое — наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии. Например, в русской потешке «Сорока», щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького. Народ не оправдывает лентяя в любом возрасте и считает, что психологическая подготовка к деятельности должна начинаться с момента пробуждения сознания.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановые. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких

песен.

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сселяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли,

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.
В песне встречаются незнакомые детям слова, которые надо объяснить: землю парить — давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.
Уродися, репка

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос

Это пример пожелания наоборот, на самом деле просят репку уродиться крупной, сочной.

Воспитание в детях чувства любви к Родине с использованием элементов народного творчества предполагает, прежде всего, организацию такой атмосферы, в которое разученные произведения народного творчества становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях. Для этого воспитателю следует начинать знакомство с фольклором с постижением местных (региональных) народных традиций и опираться на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и музыкальное образование. Специфика образовательного процесса заключается в опоре на импровизацию, как единый творческий процесс развития ребенка, активное включение в работу аудиовизуального восприятия фольклорных традиций детьми, построения обучения на основе игровой деятельности и мотивации детей.





  1. В какое время года в старину крестьяне рубили деревья для строительства домов?

Зимой, т. к. в морозы древесина становится очень сухой, в ней практически не происходит сокодвижения. Дерево рубили, а не пилили. т. к. под ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дальше не портилась.

  1. Какой день Масленой недели называют Широким?

Четверг начинается настоящее масляничное гулянье, начинаются кулачные бои, катание на санях, горках, возят соломенное чучело, которое олицетворяющее зиму.

  1. Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «Божьей ладонью»?

Стол, поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на

него.

  1. Какое дерево сажали недалеко от того места, где собирались начать строительство избы?

Берёза, её считали счастливым деревом, верили в то, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, защищает дом от молнии.


  1. Непременный атрибут и женской, и муж­ской одежды на Руси.

Кушак, это не просто деталь костюма, а символ благо­состояния, опознавательный знак. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. Ку­шак имел и утилитарное назначение: к не­му подвешивали нож, ложку, гребень и т. д.



  1. Как называли бродячих актёров на Руси?

Ско­морохи (шуты, глупцы, смехотворцы). Они играли на музыкальных инструмен­тах, плясали, водили учёных медведей, жонглировали, среди них были кукольники, шутники, потешники - прибаутки.


  1. Гостей на Руси всегда встречали хлебом да солью на расшитом узорами полотенце. Почему?

ХЛЕБ – символ богатства

СОЛЬ – символ защиты от нечистой силы.

ПОЛОТЕНЦЕ – символ благополучной дороги.

ЖИЛИЩЕ

  1. Деревянная изба из цельных неошкуреных брёвен? СРУБ.

  2. Обрамление окон, украшенное резьбой? НАЛИЧНИКИ.

  3. Деревянное украшение крыши – оберег дома от злых сил. КОНЁК.

  4. Крепкая изгородь вокруг поселений из обтесанных, обожженных и заостренных бревен. ЧАСТОКОЛ.

  5. То чем закрывали снаружи окна. СТАВНИ

  6. То, что в старину называли распахнутыми руками дома? КРЫЛЬЦО.

  7. Что помещали в красном углу комнаты. ИКОНУ.

  8. Что располагалось в противоположном углу? ПЕЧЬ.

ПРАЗДНИКИ

  1. В каком году была поставлена первая новогодняя ёлка в России? (В 1700 году и Петр I выпустил указ о праздновании Нового года 1 января)

  2. Как называется канун Рождества? (Сочельник.)

  3. Как называется Масленица в церковном календаре? (Сырная неделя.)

  4. Что символизирует собой масленичный блин? (Блин - символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь)

  5. Назовите все дни Масленицы. (Понедельник - Встреча, вторник - Заигрыш, среда - Лакомка (Перелом), четверг - Разгуляй (Широкий четверг), пятница - Тёщины вечорки, суббота - Заловкины посиделки, воскресенье - Прощёный день (Прощёное воскресенье.)

  6. Как называется последний день Пасхальной недели? (Красная горка.)

  7. Неделя, предшествующая Пасхе? (Страстная неделя.)




  1. Праздник в честь единства Бога Отца, Бога Сына, и Бога Святого Духа? (Троица.)

  2. Главный народный атрибут праздника Троица. (Берёзовые ветки.)

  3. Как ещё в народе называют праздник Кузьминки? (Курьи именины.)

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

  1. Что в переводе с греческого означает «керамика»? (Глина.)

  2. Вятские глиняные игрушки? (Дымковские.)

  3. Гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато - синей гамме? (Гжельские.)

  4. Искусство росписи по дереву, с характерными элементами узора: «травка», «Кудрины»? (Хохлома.)

  5. Промысел, прославившийся изготовлением расписных жестяных подносов? (Жостовский.)

  6. Какую русскую народную игрушку иностранцы считают символом России? (Матрёшку.)

ФОЛЬКЛОР

  1. Литературные произведения, которые в древности было принять не рассказывать, а петь? БЫЛИНЫ.

  2. Протяжная лаковая песенка для маленьких детей? КОЛЫБЕЛЬНАЯ.

  3. Короткие состоящие из 2 или 4 строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию? ЧАСТУШКИ.

  4. Ритмическая песенка, сопутствующая игре с пальчиками, ножками, ручками? ПОТЕШКА.

  5. Праздничные, поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам хорошего урожая, богатства и счастья? КОЛЯДКИ.

  6. Составь пословицу:

    • Дело – безделье. Маленькое дело – лучше большого безделья.

    • Дружба – служба. Не в дружбу, а в службу.

    • Лает – кусает. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

    • Руки – скука. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

    • Труд – лень. Труд человека кормит, а лень портит.

    • Дело – потеха. Делу время, а потехе час.

    • Свет – тьма. Ученье свет – неученье тьма.

    • Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров.


ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?

  1. Оказаться у разбитого корыта.

  2. Не лыком шит. На Руси из лыка шили обувь, носили её только бедняки. Выражение означало, что человек не из простых, не из бедных, потом стали употреблять в другом смысле: он не простак, сам себе на уме.

  3. Положить зубы на полку. Ограничивать себя в чём – то, испытывать нехватку. Но человеческие зубы не имеют отношения к этому выражению. Речь идёт об орудиях труда (пилы, грабли, вилы). Есть работа – человек сыт, нет работы – орудия смело можно убирать и голодать.

МИФОЛОГИЯ

  1. Дух дома, живущий за печкой? (ДОМОВОЙ)

  2. Злая старуха - волшебница и ведьма? (БАБА - ЯГА)

  3. Хозяин леса и зверей? (ЛЕШИЙ)

  4. Хозяин воды, который обитает у мельниц, в омуте? (ВОДЯНОЙ)

  5. Мифический дух, который можем изменить свой облик, превращаясь во что угодно? (ОБОРОТЕНЬ)

  6. Предметы, которые подвешивают на шнурки, носят на шее или руках? (ОБЕРЕГИ)



Дополнительная материал:

  1. «Ребенок в детском саду» №1 – 2010г.

  2. «Энциклопедия праздников» Н. Чудакова . Москва 1997г.
написать администратору сайта