Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Информатика
Начальные классы
Биология
Медицина
Вычислительная техника
Сельское хозяйство
Ветеринария
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
История
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Электротехника
Автоматика
Связь
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Искусство
Культура
Логопедия
География
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Языки народов РФ
Социальному педагогу
Обществознание
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

ПиН - внимание. Внимание. Внимание


Скачать 221.81 Kb.
НазваниеВнимание. Внимание
АнкорПиН - внимание.pdf
Дата28.12.2017
Размер221.81 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПиН - внимание.pdf
ТипДокументы
#10024

Текст взят с сайта кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова http://psychiatry.spsma.spb.ru
1
Внимание.
ВНИМАНИЕ – способность к концентрации психической деятельности на предметах, явлениях или виде деятельности.
Внимание характеризуют также, как процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и одновременном игнорировании другой.
Как правило, функция внимания существенно страдает при любом соматическим заболевании, а также имеет свои особенности при психической патологии.
В соответствии с характером подкрепления процесса внимания волевой деятельностью вы- деляют непроизвольное (пассивное) и произвольное(активное) внимание. Их различие заключается в степени контролирования человеком процессов внимания.
Непроизвольное (пассивное) внимание складывается стихийно, т.е. направленность и со- средоточенность на объекте или виде деятельности диктуется объектом и текущими состояниями субъекта. Пассивное внимание – это физиологический процесс, присущий всем живому и направ- лен на реализацию инстинктов.
В то время, как в механизмах произвольного(активного) внимания существенную роль иг- рают общие навыки и умения к сосредоточенности, формирующиеся в процессе обучения. Это – целенаправленное, осознанное внимание.
На процесс внимания существенное влияние оказывают три фактора:
1)
тип высшей нервной деятельности — темперамент;
2) навыки и умения в данной сфере
3) заинтересованность человека в той или иной деятельности (аффективная вовлеченность), требующая сосредоточенности.
Внимание обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью,
переключаемостью, распределением и объемом.
Под устойчивостью внимания понимается способность в течение длительного времени со- хранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Это свойство в большей степени зависит от состояния высшей нервной дея- тельности, чем от иных факторов. Именно поэтому данное свойство может входить в структуры некоторых характерологических особенностей (в частности, эпилептоидной и паранойяльной ак- центуаций характера). Тесная зависимость устойчивости внимания с психофизиологическими процессами приводит к тому, любое соматическое страдание, проявляющееся астеническими сим- птомами (быстрой утомляемостью, гиперестезией, слабостью, вялостью), нарушает данное свой- ство внимания.
Сосредоточенностью внимания называют способность концентрировать внимание на од- них объектах при игнорирование иных. Сосредоточенность внимания в меньшей степени, чем ус- тойчивость связано с психофизиологическими процесса. Причиной большей или меньшей степени концентрации (сосредоточенности) кроются часто в мотивации. Деятельность человека, которая является значимой для него, интересует его, способна привести к большей сосредоточенности, чем безразличная и не интересная. Вследствие этого можно говорить о том, что нарушение концентра- ции внимания также может быть связано с мотивацией.
Переключаемость внимания характеризует способность перевода сосредоточенности с од- ного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации. В рамках этого свойства существенным оказывается скорость, с которой человек способен совершать переключение вни- мания. В клинической психологии данное качество повышенно значимо, к примеру, в хирургии, при оказании экстренной помощи. О свойстве переключаемости можно судить как по оценке про- извольного, так и непроизвольного внимания. В структуре упоминавшихся ранее акцентуации ха- рактера (эпилептоидной и паранойяльной), устойчивость внимания часто сочетается с за- медлением процесса переключаемости.
Способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельно- сти, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности на- зывается распределением внимания. Данное свойство существенно при работе, в которой требует- ся одновременный контроль за большим числом процессов. В клинической психологии подобной

Текст взят с сайта кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова http://psychiatry.spsma.spb.ru
2 способностью обязаны обладать врачи и средний медицинский персонал, поскольку им одновре- менно приходится иметь дело с несколькими пациентами. На распределение внимания влияет утомление.
Под объемом внимания понимают количество информации, которая одновременно способ- на сохраняться в сфере внимания человека. Подсчитано, что средний объем внимания человека составляет 5-7 единиц информации.
ПАТОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ.
Из патологических проявлений процесса внимания следует указать на такие, как неустой-
чивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения,
рассеянность.
1. Усиление активного внимания не является психической патологией. Оно наблюдается при доминирующих идеях у научных работников. При этом не теряется способность переклю- чаться на другие виды раздражителей.
2. Застреваемость внимания (замедленность переключения) – наблюдается при органиче- ских поражениях головного мозга, параноидном расстройстве личности и выражается в трудности переключения в одного вида деятельности на другой.
3. Повышенная отвлекаемость внимания– связана со слабостью активного внимания и не- возможностью на длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Наблюдается при маниакальном состоянии.
4. Рассеянность внимания (недостаточная концентрация внимания) – неустойчивость ак- тивного внимания. Обычно сочетается с истощаемостью внимания, утомляемостью. Наблюдается при астенических состояниях.
5. Нарушение распределения внимания – сужение объема внимания. При этом внимание ограничивается только объектом, имеющим ситуационную значимость. Человек не способен кон- тролировать одновременно несколько процессов. Наблюдается при атеросклерозе сосудов голов- ного мозга.
На уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синдром дефицита
внимания. В него включаются следующие клинические признаки:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»).
2. Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе).
5. Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса.
6. Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным понима- нием или негативным поведением).
7. Сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частый переход от одного незавершенного действия к другому.
9. Невозможность играть тихо и спокойно.
10. Болтливость.
11. Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (например, вмешиваться в игры дру- гих детей).
12. Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи.
13. Склонность терять вещи необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).
14.Частое совершение опасных действий (недоучет последствиях). При этом не ищет приключе- ний или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам.
Учитывая тот факт, что выделение внимания в самостоятельный познавательный процесс многими учеными ставится под сомнение среди психопатологических и патопсихологических проявлений симптомы и синдромы нарушения внимания представлены достаточно скудно.
написать администратору сайта