Главная страница
Навигация по странице:

  • Во-первых

  • Но в чем заключается и с чем связана работа самого менеджера Каким образом можно научить выполнению работы

  • Целевой менеджмент Функциональный менеджмент Линейный менеджмент

  • Профессиональная деятельность менеджеров

  • Область профессиональной деятельности менеджера

  • Планирование

  • 3.Мотивация

  • 1 введение в спец. Вопервых, менеджмент это управление людьми в организации, их поведением и взаимодействием друг с другом, где на первом месте стоит человек с его интересами и возможностями. Вовторых


    Скачать 141.4 Kb.
    НазваниеВопервых, менеджмент это управление людьми в организации, их поведением и взаимодействием друг с другом, где на первом месте стоит человек с его интересами и возможностями. Вовторых
    Анкор1 введение в спец.docx
    Дата15.02.2018
    Размер141.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 введение в спец.docx
    ТипДокументы
    #12708
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1.Особенность направления менеджмент

    Прежде чем говорить об обучении менеджменту, необходимо отметить принципиальные особенности менеджмента как учебной дисциплины.Во-первых, менеджмент — это управление людьми в организации, их поведением и взаимодействием друг с другом, где на первом месте стоит человек с его интересами и возможностями.Во-вторых, это практическая дисциплина, в основе которой лежат не только знания, сколько действия и умения человека. Т.е. недостаточно объяснять происходящие явления, а необходимо уметь использовать существующие теории на практике. В-третьих, менеджмент — это междисциплинарная наука, включающая в себя концепции экономики, социологии, психологии, антропологии …, до исследования операций, теории систем и математики. В четвертых — истинность теорий и концепций менеджмента подтверждается успешным опытом деятельности организаций, т.е. их практической значимостью.

    Другое отличие в том, что менеджер принимает на себя ответственность за результаты деятельности других людей, и в силу этого, обладает необходимыми полномочиями. Поскольку менеджер несет ответственность за получение результата, то ему платят не за размышления и знания, а за умение «добиться» результата от людей в его подчинении, т.е. за выполненную работу. Таким образом, работу самого менеджера оценивают по результатам работы всей организации.

    Все вышеперечисленные особенности необходимо учитывать в содержании программ обучения и методике их преподавания.

    Ключевым моментом в обучении менеджменту как профессии, является понятие работа менеджера, которое определяет уровень вознаграждения, и, как сказано выше, служит побудительной причиной к обучению и повышению профессионального уровня.

    Поскольку результаты обучения выражаются в деятельности, то будущего менеджера необходимо подготовить к предстоящей работе. Важно отметить, что о работе менеджера судят не потому, что он делает и чего добивается, а по тому, как работают и каких результатов добиваются люди в его подчинении. Но в чем заключается и с чем связана работа самого менеджера? Каким образом можно научить выполнению работы?

    Работа менеджера включает в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобы организация достигла поставленных целей. Кроме того, именно работа, как деятельность, направленная на получение результата, является критерием оценки менеджера, главным измерителем его профессионализма и должна быть стержнем, вокруг которого выстраивается обучение. Подтверждением этому служит оценка выпускников школ бизнеса, основанная на их годовой зарплате, что является естественным и объективным измерителем качества обучения, содержания учебной программы и самих школ бизнеса в целом.

    Работа — это, прежде всего результат, который можно измерить, оценить, использовать в другой работе или продать. Кроме того, любой работе свойственно преобразование исходногоматериала в готовое изделие, которое осуществляется по определенной технологии. Поскольку работа рассматривается как деятельность человека, то необходимо особо отметить работника, как человека, имеющего определенные намерения и осуществляющего действия в направлении достижения результата. Важным элементом, объединяющим человека и результат работы, является инструмент, применение которого позволяет воздействовать на материал, а способвоздействия отражает степень владения инструментом и определяет уровень получаемого результата.

    Таким образом, если обучение является подготовкой к работе, то необходимо добиться понимания ее смысла, содержания, структуры, результата. Качество обучения в этом случае будет выражаться в знании технологии, владении инструментом и наличии намерений и проявляться в полученном результате.

    2. новые подходы к развитию способностей менеджера к обучению и работе

    Следуя качествам, присущим его деятельности, каждый человек имеет возможность достичь совершенства (Бхагавад-гита, глава 18, текст 45) 
    Прежде всего, будущему руководителю необходимо твердо усвоить, что среди дееспособных людей нет неспособных к развитию своих деловых и личностных качеств. Многочисленность человеческих задатков и формирующихся на их основе способностей создает огромные резервы и возможности компенсации временно отсутствующих или слабо развитых способ- ностей к трудовой и мыслительной деятельности работников. В этой связи необходимо знать психологический механизм формирования и развития навыков и умений в рамках «способност- ной модели» обучения и повышения квалификации. 
    До настоящего времени распространенной была так называемая «знаниевая модель» обучения, которая построена на преимущественно механистическом запоминании новых знаний, а процесс обучения идет последовательно: знания - умения - навыки. При этом в качестве фактора привлечения к обучению нередко выступали внешние стимулы наказания (угрозы, плохое отношение, лишение еды, развлечений), а также поощрение хорошим отношением (дополнительным питанием, отдыхом, сном и т.п.). Такая модель обучения возникла в эпоху Возрождения и связана с именем Яна Амоса Каменского - знаменитого педагога того времени. Благодаря этому подходу миллионы людей получили основы грамоты и профессиональной подготовки в эпоху раннего капитализма. 
    Но в современном мире при значительно изменившихся социально-экономических условиях, возросшем уровне культуры и расширении прав и свобод человека возникает и развивается педагогами-новаторами новая модель образования, основанная на использовании имеющихся способностей и внутренней мотивации к обучению. Согласно этой модели, процесс обучения идет по более сложной схеме 

    Современные технологии обучения, согласно данной модели, предусматривают заинтересованное участие человека в освоении предлагаемых знаний, так как осмысленное и окрашенное эмоциональным восприятием знание лучше усваивается, запоминается и быстрее служит основанием для формирования первичного навыка, поскольку благодаря пробуждению и реализации способностей к конкретному виду знания возникает процесс мотивации личности к этому конкретному умственному и физическому действию. 
    Другими словами, человеку нравится учиться тому, что у него быстрее и лучше усваивается и получается. А получается лучше то, к чему обращены способности человека, особенности его организма, ума и воспитания. А поскольку человеку нравится осваивать что-либо новое, то он будет повторять то, что у него получается, до тех пор, пока не возникнет автоматическое умение - навык. Но реализация умения в деле приносит не только удовольствие, но и пользу, например заработок или изготовленную вещь. Поэтому при наличии способностей умение достаточно быстро перерастает в мастерство или профессионализм в каком-то конкретном деле. 
    Профессионалы очень чутко воспринимают конкуренцию и постоянно наблюдают свою оценку со стороны окружающих, свой рейтинг в деле. Это побуждает профессионала постоянно повышать свое мастерство, а для этого нужно вновь осваивать еще более новое знание, вырабатывать еще более искусные умения и навыки.

    То есть круг обучения начинается вновь. И так до тех пор, пока хватит способностей, пока это приносит Удовлетворение личности.

    Используя столь мощный мотивационный механизм можно достичь лучших результатов с меньшими внешними затратами на обучение, нужно только каждый раз учитывать личные особенности обучаемого человека. Для практичного руководителя подобная система трансформируется в систему самоменеджмента, которая позволяет все глубже использовать ресурсы менеджера, упоминаемые в схеме, иллюстрирующей формирование потенциала менеджера (рис. 2.3). К этому менеджера с неизбежностью приводят личные интересы, культура и этика менеджера, личные волевые качества и способности к саморазвитию и самореализации. 
    Итак, современный эффективный руководитель - это: 
    ПРОФЕССИОНАЛИЗМ + СТИЛЬ +              КАРЬЕРА 
    Навыки для управления              Воля              Самомотивация              к              росту, 
    Мастерство              Этика              к использованию ре- 
    Искусство режиссуры              Власть              сурсов эффективного 
    Мышление              Лидерство              менеджмента 
    Видение ситуации 
    Рис. 2.3. Структура качеств современного менеджера 
    Используя описанные модели и механизмы в организации обучения, будущий руководитель еще в учебном процесс может под руководством преподавателей начать готовить себя к активной профессиональной деятельности, развивать свои способности с помощью всего арсенала форм высшего образования: участие в семинарах, деловых играх, разборе производственных ситуаций, а также при самостоятельном выполнении учебных заданий - рефератов, курсовых и контрольных работ. 
    Учебный процесс в институте построен так, что здесь не только осваивают отдельные дисциплины, но и учат конкретным наукам: разъясняют категориальный аппарат каждой науки, ее методы, цели, задачи, роль в формировании профессиональных качеств. Если в школе изучают наиболее общие представления о мире, то в ВУЗе формируются научные подходы к познанию истины. Студент не учит уроки, а овладевает наукой: учится понимать проблемы, решать их научными методами, которые он осваивает и изучает вместе с препода-

    вателями. К концу срока обучения эти методы должны стать инструментами собственного мышления студента. 
    При этом важно понять себя, распознать свои способности и особенности мышления, т.е. убедиться, какой способ кодирования и усвоения информации предпочитает ваш мозг (зрительно-пространственный, словесный, акустически-образный, буквенно-цифровой, чувственный, смешанный). Поняв, какие виды символов для вас наиболее доступны и применимы, вы сможете разумно использовать их в работе, так как способности манипулировать определенными типами символов можно развить самостоятельно с помощью определенных тренингов. 
    Если ежедневно не работать с книгой, не осмысливать пройденного материала, не готовиться к семинару или к новой лекции, не проявлять интереса к науке, к своей специальности, - цель обучения не будет достигнута! Вы останетесь пассивным слушателем, наблюдателем, не понимающим и не желающим и не способным понимать ход мыслей и логику разрешения проблем организации или фирмы. 
    Наука требует не только ума, но еще более - труда, мужества, самоотдачи. Как гласит народная мудрость, «ум без догадки гроша не стоит».

    3.Менеджмент как система

    Сущность менеджмента определяется формированием и функционированием системы управления. Менеджмент как система - это совокупность взаимоувязанных и взаимозависимых элементов : функций, процесса, структуры, механизму, субъекту и объекту.

    Функции управления - виды деятельности менеджеров в процессе управления. Как основные выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

    Процесс управления - объединение функций и структуры через определенный механизм.

    Структура управления - это состав и подчиненность разных элементов, ланок и уровней управления.

    Механизм управления - это совокупность функций, рычагов, методов, инструментов и стимулов управления, которые обеспечивают взаимосвязь его подсистем.

    О 'єкт управление (управляєма подсистема) - совокупность социальных, экономических и технических ресурсов предприятия - то, на что направленное управление.

    Субъект управления (управляюча подсистема) - лицо или группа лиц, которые устанавливают целые перед объектом управления и контролируют их достижение, - тот или те, кто осуществляет управление.

    В пределах системы менеджмента выделяют такие его подсистемы:

    техническая - совокупность технических средств с помощью которых осуществляется управление;

    технологическая - правила и нормы которые определяют последовательность операций в процессе управления;

    организационная - состоит из структуры управления, положений и инструкций за которыми она функционирует;

    экономическая - хозяйственные и финансовые процессы и связи;

    социальная - совокупность социальных взаимоотношений, которые формируются в процессе совместной деятельности людей в организации.

    4.Виды менеджмента

    Целевой менеджмент

    Функциональный менеджмент

    Линейный менеджмент

    Формулировка миссии организации; выбор стратегии; постановка целей; организационные мероприятия; стратегический контроль и т.п.

    Управление реализацией важнейших функций: производство, финансы, персонал, коммерция, научные исследования и конструкторские разработки и т.п.

    Текущее руководство подразделениями организации (часто руководителей отдельных подразделений, обладающих административными полномочиями по отношению к своим подчиненным, называют линейными менеджерами)

    Виды менеджмента: производственный менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, антикризисный менеджмент, стратегический менеджмент, международный менеджмент.

    Производственный менеджмент—это менеджмент, основные черты которого определяются особенностями объекта управления, то есть производства.

    Финансовый менеджмент- это процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которой осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

    Инновационный менеджмент-это процесс управления нововведениями для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

    Инвестиционный менеджмент- это процесс управления долгосрочными вложениями средств в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий, увеличения производства и получения прибыли.

    Антикризисный менеджмент -это специфический процесс управления организациями и народным хозяйством в целом в период спада экономики.

    Международный менеджмент- это процесс управления многонациональными компаниями, международными стратегическими альянсами, финансово-промышленными группами и другими международными организациями.

    Стратегический менеджмент. Его главной особенностью является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе. Он возник в результате усиливающейся динамики экономического развития, остроты конкуренции, НТП, повышения роли человеческого фактора в управлении

    5. область и объекты профессиональной деятельности менеджера

    Профессиональная деятельность менеджеров в организации в области маркетинга заключается в исследовании рынка, рекламе и пропаганде, ценообразовании, реализации продукции. 
    Деятельность в организации финансового менеджера охватывает вопросы организации финансовой работы, разработки прогнозов, проектов и планов вложения капитала, разработки перспективных и текущих финансовых планов, участия в разработке бизнес-плана организации, финансовых нормативов, организации коммерческого расчета, проведения кредитной политики, анализа финансового состояния организации. 
    Профессиональная деятельность менеджера в области управления персоналом связана с набором и отбором кадров, профессиональной подготовкой и повышением квалификации, профориентацией и адаптацией, оценкой трудовой деятельности, управлением продвижением по службе. 
    Менеджер в области эккаутинга занимается учетом и анализом хозяйственной деятельности организации, сравнением фактической деятельности организации с ее возможностями и деятельностью организаций-конкурентов. 
    На высшем уровне управления, уровне машиностроительного предприятия в профессиональную деятельность менеджера входят работа по непрерывному совершенствованию организации производства; утверждению организационных проектов, планов реорганизации производства и контролю за их выполнением; привлечение научных учреждений и консультантов для решения организационных задач, руководство работой по подготовке и переподготовке кадров, выработка и осуществление политики в области качества. 

    Область профессиональной деятельности менеджера на среднем уровне управления предприятием, уровне производственной единицы – цеха – решаются задачи постоянного совершенствования организации производства, обеспечения деятельности по эффективному использованию всех видов ресурсов, создания условий для активизации творческой активности персонала. На уровне производственного участка и бригады – низовом уровне управления – профессиональная деятельность менеджера должна быть направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий и стимулирования выпуска продукции высокого качества, повседневное выполнение производственных заданий, полное использование рабочего времени, оборудования, соблюдение производственной дисциплины. Мастера, бригадиры должны привлекать рабочих к решению задач организации производства и активизировать творческую активность в процессе труда. 

    6.Функции менеджмента

    Пять взаимосвязанных функций управления

    Согласно теории Файоля в менеджменте выделяют пять функций: 

    1.Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.

    2.Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.

    3.Мотивация – вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.

    4.Координация – распределение. Командная деятельность как средство выполнения организационной работы; По сути это – управление подчиненными.

    5.Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

    Изначально, согласно теории Адама Смита, единственной управленческой функцией было инвестирование – вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования. Потом Тейлор ввёл функцию планирования, контроля и координирования в качестве самостоятельных видов деятельности менеджера.
    А Файоль скомпилировал и перечислил основные функции, а также заложил основы особого направления в менеджменте – структурно-функционального подхода. 

    Функция планирования 

    Предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её участники, чтобы достичь этих целей. 
    Планирование состоит в том, что: 

    • проводится всесторонний анализ текущего положения, в котором находится компания;

    • обеспечивается детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей,

    • согласовываются очерёдность и сроки реализации отдельных работ,

    • определяется состав необходимых ресурсов,

    • устанавливается состав реализуемых проектов,

    • распределяются задания по участникам,

    • разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы.

    • обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.

    Функция организации 

    Предназначена для создания реальных условий, чтобы достичь запланированных целей.
    С помощью этой функции менеджмента обеспечивается выполнение установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. 
    Для этого следует:

    • установить состав необходимых ресурсов и исполнителей,

    • распределить задания,

    • обеспечить необходимым для работы персоналом, финансами, оборудованием, расходными материалами, помещениями;

    • скоординировать работу исполнителей во времени,

    • наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию. 

    Выполнение перечисленных задач осуществляется путём создания организационной структуры предприятия.

    Таким образом, функция организации обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений.

    Функция мотивации

    Деятельность, имеющая целью побудить сотрудников эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

    Функция контроля

    Завершает управленческий цикл и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. 
    Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем, до того как они превратятся в серьезные неполадки. Также функция контроля используется для стимулирования успешной деятельности. 
    Процесс контроля состоит из проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

    Функция координации

    Ее задача состоит в установлении коммуникаций и достижения согласованности в работе всех звеньев организации. 
    Для связи координируемых процессов принято использовать отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления. 
    Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.

    8.Методы управления
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта