Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2. Основной вопрос философии и его две стороны. Материализм и идеализм.

  • Вопрос 3. Бытие и его основные формы. Понятие материи в философии и его значение.

  • Вопрос 4. Движение как способ сущ. матери. Движ. и покой. Формы движ. мат. и их взсв.

  • Вопрос 5. Простр. и вр. как атрибуты материи. Ест-науч обосн. диал. единства мат., пр. и вр.

  • Вопрос 6. Отражение как всеобщее св-во материи. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности.

  • Вопрос 7. Сознание, его сущность, структура и функции.

  • Вопрос 9. Диалектика как наука и м-д позн. Осн. пр-пы д., их методологическое значение.

  • Шпоры по философии УГАТУ 2003. Вопрос Особенности фил мз и его ключевые проблемы мир и человек, бытие и сознание


    НазваниеВопрос Особенности фил мз и его ключевые проблемы мир и человек, бытие и сознание
    АнкорШпоры по философии УГАТУ 2003.doc
    Дата07.05.2017
    Размер397 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по философии УГАТУ 2003.doc
    ТипДокументы
    #2826
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Вопрос 1. Особенности фил. мз. и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

    Ф. (с греческого любомудрие, видение истины) - наука о наиболее общих законах развития природы, общ-ва, и чел. мышл. Предмет фил. - вышеуказанные з-ны. Функции ф. – мз-я (пом. сформ. мз.; явл. его теор. основой решает пробл. позн. мира; ориентирование чел. в мире культ. и дух. ценностей), праксоеологическая (реш. фил. вопросов непоср. отн. к окр. миру; разработка понятий и представлений отн. к практ. деят. чел.), гносеологическая (теоретика познания; выработка категорий отр-х наиб. общие св-ва и отн-я вещей сост-х основу познания окр. мира), критическая (преодоление устаревших взглядов), прогностическая (построение моделей будущего; эвристический прогноз; формирование гипотез), методологическая (рац. обработка и систематизация; теоретическое выражение рез-в чел. опыта), интегративная (обобщение и систематизация форм чел. знаний и опыта). Понятие мз. и исторического развития. Мз. - это взгляд на мир и положение чел. в этом мире, оценка и хар-ка взаимоотношений человека и мира. Мз. формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мз. нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мз.: мифол-е, рел., науч., фил. Мз. включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоциональная сторона представлена мироощущением (эмоции), интеллектуальная– миропониманием (знание). В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Ф. – это теоретически разработанное мз., система самых общих теор. взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют фил. мз.: 1. Системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы фил. взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку. Фил. ориентирована на раскрытие следующих основных проблем: 1.Отношение мира и человека 2.Место человека в этом мире 3. Его предназначение. Отношение чел. и мира пронизывает всю фил., начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами или она есть продукт произвола субъекта? Что есть ценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания есть по сути основной вопрос фил. Ни одно учение не может его обойти. Он определяет водораздел между направлениями философии. Основной вопрос имеет различные стороны. 1. Что первично: сознание или материя? 2. Познаваем ли мир? С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм. С т.з. раскрытия 2-й стороны философы делятся на признающих познаваемость мира и агностиков.

    Вопрос 2. Основной вопрос философии и его две стороны. Материализм и идеализм.

    Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир. С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм. Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. Дуализм не выдержал критики времени. Формы материализма и идеализма. 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота. 2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Разновидности Идеализма:

    1. Объективный - не зависящий от человеческого сознания. Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея. 2. Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.


    Вопрос 3. Бытие и его основные формы. Понятие материи в философии и его значение.

    Бытие - это основная фил. категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охв-ет все то, что только имеет место «Быть». Выделяют след. формы бытия: - матер. б. (б. вещей, и предметов); - идеальное б. (б. мыслей, «понятий»); - соц. б. (б. матер. и ид. в чел., единой взсв, получившей свое отражение в чел.) Материя. Выработка этого понятия обусловлена тем, что фил-фы в клас. п-д развития фил. всегда стремились решить ОВФ: что первично, материя или сознание в этом мире. Это то, что зависит от чел. сознания или то, что находится вне его сознания. Пользуясь понятием м., философы вели речь о той основе, которая лежит вне чел. сознания. Однако в представления о сути м. в ходе развития фил. мысли изменялись. В античной фил. в основе определения м. лежало понятие «материал», из которого «вылеплены» все вещи (вода, огонь). Аристотель: М. - это всеобщее возможность предметного многообразия. Средние века: Аристотельская дуалистич. концепция: м., как пасс., страдательное начало, дух как акт. начало, заняла господствующее положение. В механистическом мат-ме нов. вр. в осн. определения м. лежит уже не понятие «материал», а основных первичных неизменных свойств, общих для всех мат. предметов: протяженность, перемещение, фигура, вес. Для Дидро м. - это абстрактная категория, отвлекающая ото всех мат. предметов их всеобщее св-ва и качества. Все разногласия и трудности в определении м. нельзя было разрешить не соединив объективно диалектического и теоретико-познавательного раскрытия сущности этого понятия. М. можно определить лишь по отн. к практике либо к нематериальному. Единственное относительно отличное от м. качество есть сознание. Исходя из этого методологич. аспекта, Ленин в работе «М. и империократизм» (1908) дал определение м. через сознание. М. - это фил. категория для обозначения объ. реальности, которая дана нам в ощущениях и которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от них. Сегодня современная наука ведет речь о сущ. 3-х систем материи (неживая, живая, соц.). Каждая система имеет свою структурную организацию. Уровни неживой мат.: - уровень электронных частиц и полей - уровень атомно-молекулярный - макро и мегатела; Уровни живой материи: - Молекулы ДНК и РНК – Клетки – Ткани - Органы как систематика живых организмов Самым низшим структурным уровнем материи на конец 90-х годов считается уровень лептонов и кварков (гипотетических элементарных частиц с дробным зарядом). Впервые идеи об их сущ. были выдвинуты в 1963 Гель-Манном. В настоящее время физики ведут речь о существовании 6 типов кварков. Сегодня наука выделяет 3 вида материи: вещество, антивещество, поле. Вещество - все то, что имеет массу покоя. Антивещество состоит из античастиц (позитроны и т.д.). Поля - гравитационные и э/м. Особым состоянием в-ва все считают плазму (частично или полностью ионизированный газ, в котором плотности пол. и отр. зарядов одинаковы)


    Вопрос 4. Движение как способ сущ. матери. Движ. и покой. Формы движ. мат. и их взсв.

    Движение. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея мат-ма была высказана англ. материалистом Толангом: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с каким-либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера (движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действ-ти, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам (сохранять качественную определенность).

    Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно различающиеся между собой формы движения. Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются:

    - Механическая форма (изменения, обусловленные содержанием механики);

    - Физическая форма (типа расширения металла и др.);

    - Химическая форма (мобильность молекул, движение и изменение хим. связей);

    - Биологическая форма (рост растений организмов);

    - Социальная форма (реформы, процессы воспитания, политические передряги);


    Вопрос 5. Простр. и вр. как атрибуты материи. Ест-науч обосн. диал. единства мат., пр. и вр.

    Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и о времени сложились в виде 2-х противоположных концепций:

    - Концепция Демокрита - Ньютона (субстанционная)

    - Концепция Аристотеля - Лейбница (релятивистская)

    В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научных представлений о пространстве и о времени (в т.ч. и в теории относительности Эйнштейна). Первые утверждали, что существует абсолютное пространство, т.е. пространство как «чистая» протяженность, так же как существует абсолютное время, типа чистая длительность, протекающая сама по себе. Ньютон: «Пространство - есть вместилище для тел»

    С точки зрения вторых, пространство и время проявляются лишь в отношении к другим телам и их характеристика зависит от состояния материальных тел. Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину. Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.

    Приведенные определения носят диалектико-материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство, и время есть формы существования материи в равной степени, между ними все же существуют различия, а так же есть и общие свойства.

    Общим свойством, во-первых, является их объективность, такая же, как и объективность материи.

    Во-вторых, в силу вечности существования материи, вечны пространство и время.

    Третьим свойством является их бесконечность и безграничность.

    В четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности.

    Важным свойством является и то, что они непрерывны и в то же время дискретны. Время и пространство внутренне противоречивы.

    Из различий можно отметить, например то, что пространство симметрично, а время асимметрично.


    Вопрос 6. Отражение как всеобщее св-во материи. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности.

    Первое, что стоит решать – это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее, в неживой природе, в самом фундаменте материи. То есть выявление в самой первичной материи основания для порождения сознания. Эта проблема остро стояла перед старым мат-мом, но решена им не была. Они не смогли уловить этой предпосылки созн. Они пытались обойти этот вопрос с точки зрения Гилозоизма, наделяя всю мат. способностью чувствовать и даже мыслить, что по существу снимало этот вопрос. Ближе всего к реальному решению этой проблемы подошел французский материалист Д. Дидро, который придерживался позиций Гилозоизма. Найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях мат. мира – это значит подвести под мат-мом прочный фундамент. И наоборот – если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом, и здание мат-ма просто рухнет. Реальные предпосылки были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Отражение - способность мат. систем в ходе взмд. с другими мат. системами воспроизводить в своих изменениях свойства и хар-ки воздействующих на них материальных систем. В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеческого сознания.

    Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, результаты отражения используются в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным (отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий). У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе.

    Сознание, как форма отражения, имеет вышеперечисленные свойства биологического отражения, но не ограничивается этим, поскольку в процессе эволюции биологическая форма отражения, перейдя в сознание, приобрела множество других свойств, не присущих другим формам отражения, поэтому человеческое сознание можно по праву называть высшей формой отражения действительности.


    Вопрос 7. Сознание, его сущность, структура и функции.

    Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно - творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтроле.

    Функции сознания: 1 Мировоззренческая; 2 Познавательная; 3 Творческая; 4 Регулятивно-управленч.;

    5 Оценочная; 6 Координирующая.

    Структура сознания: 1 Знание; 2 Память; 3 Эмоции; 4 Воля; 5 Самосознание.

    Сознание представляет собой ядро человеческой психики. Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы , социализации и т.д. Сознание и язык. Понятие не существует без слова, а мышление в понятиях без языка.

    Мышление и язык едины, но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях «про себя». Иначе говоря, речевой аппарат действует и во время мышления. Язык - это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке мысль получает реальное существование. Язык - это форма материализации мысли. Это система знаний, служащая средством познания, хранения и передачи продуктов духовной деятельности.

    Наряду с естественными языками, человек использует и искусственные языки. Искусственный язык - это специфические формы систем знаков, которые применяются в различных науках. Причина появления таких языков – в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена многозначность терминов.


    Вопрос 9. Диалектика как наука и м-д позн. Осн. пр-пы д., их методологическое значение.

    Диалектика - это наука о развитии прир., общ. и мышл.; о всеобщих связях; основанный на этом учении метод мышления и познания (диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

    Этапы развития: антич. – наивный х-р; д. Гегеля – идеалистический х-р; К.М. и Ф.Э. - материалистический х-р.

    Диалектика – универсальный метод познания – достижение цели с помощью некоторых приемов

    Диалектика, как и всякая другая наука, изучающая явления и процессы действительности имеет свою структуру, т.е. принципы, категории, з-ны.

    Основные принципы диалектики:

    1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие (изменение не только количественное, но и качественное).

    2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

    3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутренние противоречия.

    З-ны д. – всеобщие, необходимые, повторяющиеся установившиеся связи м/у пр. и явл.

    З-ны д.:

    1. Закон единства и борьбы противоположностей – источник развития и саморазвития.

    2. Закон перехода количества в качество – направление развития.

    3. Закон отрицания отрицания – характер и форма развития.

      1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта