Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека.

  • Функции философии. Философия и мировоззрение. Функции: 1)

  • 2)

  • 4)

  • 6)

  • Философия и наука. Философия как методология научного познания.

  • Структура мировоззрения, его типы.

  • Вопросы к экзамену по Философии. Предмет, специфика философии. Сферы философского знания. Предмет философии


    Скачать 166.9 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену по Философии. Предмет, специфика философии. Сферы философского знания. Предмет философии
    АнкорOtvety_Na_Voprosy_K_Ekzamenu_Po_Filosofii.docx
    Дата09.05.2017
    Размер166.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_Na_Voprosy_K_Ekzamenu_Po_Filosofii.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #3482
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Ответы на вопросы к экзамену по Философии.

    1. Предмет, специфика философии. Сферы философского знания.

    Предмет философии - вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

    Специфика философии: Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде.

    Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

    Можно выделить также следующие особенности философского знания: 1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.); 2. носит предельно общий, теоретический характер; 3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; 5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное. 6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; 7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя; 9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; 10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется; 11. опирается на категории – предельно общие понятия; 12. неисчерпаемо по своей сути;

    Сферы философского знания:

    - Онтология( от греч. ontos – сущее, logos - знание) – раздел философии анализирующий фундаментальные закономерности мира, выявляющий природу субстанции, а также анализирующий составляющие ее элементы. Ее вопросы – из чего состоит мир и каковы его закономерности?

    - Гносеология (gnosis - познание) – раздел философии выявляющий природу и механизм человеческого познания. Ее вопросы - как возможно человеческое познание? Каким образом оно осуществляется? Что такое субъект и объект познания? Что такое истина? Какими методами ее можно достичь?

    - Философскаяантропология (antropos - человек) – сфера философского знания, исследующая природу и сущность человека, цели и смысл его жизни. Ее вопросы – когда появляется человек современного вида, каково соотношение биологического и социального в человеке, в чем смысл его жизни?

    - Аксиология (axis - ценность) – раздел философии, анализирующий проблемы оценки человеком окружающего мира и самого себя. Ее вопросы – что такое ценность? Каково ее реальное отношение к объекту? Как появляются ценности? Какие существуют ценности? Существуют ли абсолютные ценности?

    - Праксиология (praxis - практика) – раздел философии анализирующий проблемы человеческой деятельности. Ее вопросы – что такое человеческая деятельность? Какова ее природа? Какую роль играет она в развитии человека?

    - Социальная философия – философское рассмотрение общественной жизни. Ее вопросы – какова природа общественных законов? Насколько они точны? Каково соотношение материальных и духовных факторов в жизни общества? В чем смысл истории? Существует ли общественный прогресс?

    - Логика -  философская наука, анализирующая законы и особенности человеческого мышления. Ее вопросы – как возможно непротиворечивое знание о мире? Каковы основные законы человеческого мышления? Что необходимо для правильного мышления?

    - Этика – философская наука о морали. Ее вопросы – почему и когда появляется нравственность? Что такое моральные законы? Насколько они вписываются в реальную жизнь? Что такое добро и зло? Каковы критерии добродетели?

    - Эстетика – философская наука о прекрасном. Ее вопросы – что такое красота? Каковы ее критерии? Что такое возвышенное и чем оно отличается от низменного? Что такое комичное? Что такое трагичное?


    1. Проблемы философии. Их специфика и значимость для человека.

    Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существенного: материальное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема - отношение мышления к бытию/человека к миру/сознания к материи/духа к природе/психического и физического/идеального и материального. Любое философское учение основывается на принципах при ответах на др. вопросы: о сущности, отношении материального и дух о природе истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, произведённым от материи, и идеалистов, считающих что дух, сознание предшествующее материи, творит ее. 2 разновидности идеализма: объективный/субъективный.О.И. признает основой всего существующего объект, независимо от человека духовное начало - мировой дух, внечеловеческий разум. С.И. считает первичным сознание человека, который признается единственной реальностью, при этом действительность является результатом духовного творчества субъекта. Существуют дуалистические системы, признающие материальное и духовное двумя независимыми началами. Например, философы, материалистски объясняют природу, идеалистически - общественные явления. Хотя многие философы не признают вопросы об отношении мышления к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопросы, дающие в совокупности целостную картину мира.

    1. Функции философии. Философия и мировоззрение.

    Функции:

    1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.

    2) Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.

    3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.

    4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.

    5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и т. д)

    6) Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую

    7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.

    8) методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

    Философия и мировоззрение.

    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

    Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

    Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.


    1. Философия и наука. Философия как методология научного познания.

    Особенности науки

    - "фрагментарна" (специализирована). Объектом научного познания является фрагмент действительности.

    - результаты фиксируются в виде "закона"

    - объективна.

    - систематичность. Наука не является бессвязным набором частей

    - эмпиричность (факты) научное познание выстраивается на основе эмпирических данных, ­через наблюдение, эксперимент и измерение и его результаты, выраженные в виде гипотезы закона или теории, всякий раз проходят стадию эмпирического подтверждения. Логическое обоснование и теоретическое.

    - рациональна и самокритична, - незавершенность

    - преемственность знаний

    - особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований (моносемантичный приниматься профессиональным сообществом) (вербально-терминологические, иконические (графики), формальные и символические (формулы)).
    Связь с философией:

    Ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой.

    1. они, опираются на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

    2. В классических версиях и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания

    3. познание строится под влиянием разума, используется язык понятий. Преемственность мысли сближает философию с наукой, и недаром основы науки заложены тоже в Древней Греции.

    Некоторые из отличий:

    1. В исследуемой реальности наука всегда вычленяет ее предметный аспект, абстрагируясь при этом от личностно-субъективных мнений и оценок этой реальности.

    Философия же в принципе не может абстрагироваться от этого человеческого или субъективного контекста познания, поскольку действительность в ней всегда дана посредством сознания и через него.

    2. Наука, описывая и объясняя объективно-предметные структуры реальности, отражает и воспроизводит мир таким, каким он существует в своей онтологической данности. А философия – это ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей и социально-нравственных идеалов.

    3. Еще Кант утверждал, что научное знание возможно только в пределах опыта, т. е. любые самые смелые и «сумасшедшие» научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом. Философия же покидает пределы опытного знания и претендует на то, чтобы формировать представления о том, что в опыте не дано. В философии ХХ в. понятие опыта существенно расширяется по объему. В него включается обыденный опыт, опыт сознания, опыт неспециализированных форм деятельности, опыт культуры.

    Философские построения могут основываться на научных данных, но могут опираться на религиозные основания. Между наукой и религией мало общего. Связующим звеном между наукой и религией является философия. Философские взгляды нельзя рассматривать в виде теории, подобно научной. Наука быстро прогрессирует, в то время как философские труды, посвященные вечным проблемам, рассчитывают остаться на века.

    Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

    1. Структура мировоззрения, его типы.

    Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и на свое место в этом мире.

    В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

    1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.

    2. Ценностный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность - это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д.

    3. Морально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

    4. Поведенческий компонент. Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. (реализация установок)

    По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

    Жизненно-практический (низший) уровень мировоззрения - это стихийно складывающийся тип мировоззрения у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.

    Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного человека.

    2 формы: мифология и религия.

    высший уровень мировоззрения - теоретический. Значение этого уровня заключается в том, что именно на нем происходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, картины мира, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл.

    2 формы: философия и наука.

    К основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию.

    Мифологическое мировоззрение - исторически первая, нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.

    Мифология (от греч. повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

    К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести:

    - синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественногои сверхъестественного);

    - антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами);

    - гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).

    На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

    Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта