Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура работы

  • 1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1.1. Понятие и основные признаки государства

  • 1.2. Влияние государства на право

  • 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 2.1. Понятие и сущность права

  • КУРСОВАЯ. Введение понятие и признаки государства


    Скачать 171.5 Kb.
    НазваниеВведение понятие и признаки государства
    АнкорКУРСОВАЯ.doc
    Дата11.06.2018
    Размер171.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКУРСОВАЯ.doc
    ТипРеферат
    #18359
    страница1 из 3
      1   2   3



    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………………………………………

    1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА ………….…………
    1.1. Понятие и основные признаки государства…………………….

    1.2. Влияние государства на право
    2.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА……………………………….

    2.1. Понятие и сущность права……………………………………….

    2.2. Влияние права на государство……………………………………
    3. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА………………….

    3.1. Либеральная концепция………………………………………….

    3.2. Этатически-тоталитарная концепция……………………………

    3.3. Концепция равного взаимодействия государства и права……..

    Заключение……………………………………………………………..

    Список использованных источников и литературы…………………

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы курсовой работы определяется, прежде всего тем, что проблема соотношения государства и права, права и закона, имеет свои истоки в далеком историческом прошлом. Исследования этого вопроса продолжались на протяжении XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.

    Кроме того, актуальность данной проблемы продиктована тем, что право и государство тесно связаны, близость их в обществе известны и понятны. Кому принадлежит приоритет в этой связке? Вопрос отнюдь не только теоретический. Его сугубо практическое значение состоит в том, связано ли государство правом, распространяется ли на государство и его органы управления установленный в обществе порядок, либо оно (государство) может по своему усмотрению изменить этот порядок. Ответить на этот вопрос, исходя только из самого общего определения права как средства компромисса, невозможно. Потребуется более глубокое проникновение в суть проблемы, так как в зависимости от того, чему отдается приоритет в определении права - идеям, нормам или реальным отношениям, зависят и представления о соотношении права и государства.

    Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений. Другой подход к праву — непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды.

    Объектом исследования является такие социально-юридические институты как государство и право.

    Предметом исследования является различные теоретические концепции, содержащие проблемы соотношения права и государства.

    Целью настоящей курсовой работы является рассмотреть проблемы соотношения государства и права.

    Задачи настоящего исследования мы сформулировали следующим образом:

    • рассмотреть понятие и основные признаки государства;

    • исследовать понятие и сущность права;

    • выявить соотношение права и государства;

    • определить сущность и принципы либеральной концепции;

    • установить положения этатически-тоталитарной концепции;

    • изучить проблему равного взаимодействия государства и права.

    Структура работы отвечает целям и задачам исследования. Работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка источников и использованной литературы.

    В первой главе рассматривается понятие и признаки государства, раскрывается понятие и сущность права.

    Во второй главе проведено исследование отдельных концепций соотношения государства и права.
    1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    1.1. Понятие и основные признаки государства
    Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти.1 Государство — это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции, мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.

    Территория — это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства занята его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

    Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федерализация или автономизация.

    Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

    Власть политической элиты имеет институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения остаются, за исключением случаев уничтожения государства в результате его захвата или гражданской войны. Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний.

    Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:

    а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

    б) ее поддержка населением,

    в) ее международное признание.1

    Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и другие.

    Как известно, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

    Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

    Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе как самостоятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.

    Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но постепенно он становится относительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?1

    Итак, на основании выше изложенного приходим к выводу, что государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории) использующая право и специальный аппарат принуждения.
    1.2. Влияние государства на право
    Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

    Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

    Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

    Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

    1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

    2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

    3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом, формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.1

    Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

    Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

    Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

    Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

    Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на право. И, прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

    2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

    2.1. Понятие и сущность права
    Право — это совокупность норм и предписаний, издаваемых государственными властями и санкционируемых ими при помощи средств материального принуждения, которая регулирует отношения между отдельными людьми и группами людей в данном политическом обществе и которая имеет целью создание всеобщего глобального социального порядка в рамках этого общества.

    Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

    Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».1

    По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

    Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

    Один из этих подходов, именуемый позитивистским1, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений»2.

    При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

    Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды»1.

    При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

    В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.
      1   2   3
    написать администратору сайта