Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 2.1. Либеральная концепция

  • КУРСОВАЯ. Введение понятие и признаки государства


    Скачать 171.5 Kb.
    НазваниеВведение понятие и признаки государства
    АнкорКУРСОВАЯ.doc
    Дата11.06.2018
    Размер171.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКУРСОВАЯ.doc
    ТипРеферат
    #18359
    страница2 из 3
    1   2   3

    2.2. Влияние права на государство
    В специальной литературе проблеме влияния права на государство удалено мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

    1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

    С помощь права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право, позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

    1. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.1

    Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

    - Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу.

    - Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.

    - Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

    - Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.

    - Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

    - Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.

    - Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

    Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.

    В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.

    2. КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
    2.1. Либеральная концепция
    Либеральная концепция, или концепция "верховенства права" собирательно символизирует наиболее важные аспекты демократического правления. Его суть состоит в том, что правительственные решения должны быть основаны на согласии народа и действовать только через структуры и процедуры, разработанные для предупреждения индивидуальных притеснений или государственной тирании, защищающей фундаментальные права и свободы, и является объектом оценки независимыми судами, выносящими приговоры, основанные на законах. Они противостоят решениям, основанным на грубой силе, произвольным указам, политической выгоде или личной прибыли. Но что более значимо, они включают в себя гораздо больше, чем просто противоположность этим отрицательным образам. Индивидуальные мнения разнятся в определении главных устоев верховенства права, по точке зрения профессора права Юридического института Вирджинского Университета Уолтера Л. Брауна, существует пять основных принципов1:

    1. Правительство народа, управляемое народом и существующее для народа

    Подавляющее число философов и политических мыслителей отдавали бразды демократического правления в руки народа, а не нескольким представителям и предполагаемой элите. Так, например Аристотель говорил: "при демократии ― народ является верховным правителем …"2 Джон Локк рассматривал правительство, как орган, основанный на общем согласии, и писал, что правительственные действия превышающие действия закона являются" бесправными". В известной фразе, осуждающей злоупотреблением властью он заявлял: "Там где кончается закон, начинается тирания."3 Повтором этих посылок является выражение из американской Декларации независимости:

    " Мы убеждены, что следующие истины являются самодоказуемыми: все люди рождены равными друг другу; они наделены их Создателем определенными неотъемлемыми правами; среди этих прав — право на жизнь, свободу и стремлении к счастью. По - этому, чтобы защитить эти права, среди людей созданы правительства, получающие свою справедливую власть в соответствии с желанием народа.”1Анализируя все это, мы приходим к следующим выводам:

    — конституции должны претворять в действительность фундаментальные соглашения с народом – такие конституции должны являться высочайшей формой закона, которому должны подчиняться все остальные законы и правительственные действия. Конституции должны претворять в жизнь фундаментальные предписания демократического общества, а не стремиться объединять постоянно меняющиеся законы, с чем может более успешно справиться законодательный акт. Поэтому же принципу правительственные структуры и действия должны серьезно согласовать с конституционными нормами, а конституции не должны превращаться в не более чем церемониальные или целевые документы;

    – законодательные органы и руководящие представители исполнительной власти должны выбираться на всеобщих выборах по системе гарантирующей постоянную подотчетность. Выборы должны быть на практике честными, открытыми и имеющими смысл. Могут быть разработаны механизмы, такие как инициатива и отзыв, чтобы держать выборные официальные лица в непосредственной близости к народу;

    – не должно быть никакого объединения политической партии с государством или контроля политической партии над выборным процессом. Это процесс свободного выбора представителей народа, действующих посредством правительственных структур, таких как законодательные органы и исполнительные комитеты, которые должны управлять государством.

    – конституционная система должна давать возможность для благоразумных изменений и добавлений в соответствии с изменениями, происходящими в условиях и в общественном мнении.

    2. Разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью.

    Правительственная структура должна быть разработана посредством разделения властей и взаимодействия между законодательными, исполнительными, и судебными властями, чтобы предотвратить правительственную тиранию. Объединение законодательных и исполнительных сил в одном человеке или организации, лишает свободы, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый гражданин или организация сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом. Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной, то есть она будет подвержена произвольному контролю, судья будет превращаться в законодателя. Если она объединится с исполнительной властью судья сможет поступать со всей ожесточенностью угнетения. Если разделение властей аннулируется благодаря контролю унитарной партии над всеми органами власти, то все выгоды от этого фундаментального принципа верховенства права могут быть легко потеряны. Это является еще одной причиной того, почему надо избегать слияния политической партии и государства.

    3. Представительная демократия, существенные процедурные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц защита личной свободы и личного достоинства

    Каждая демократическая система встает перед проблемой того, каким образом защищать фундаментальные человеческие права и личное достоинство от правительственных действий – произвольных или санкционированных большинством. Наиболее важным и наиболее часто повторяемым ответом на этот вопрос является предоставление конституционных гарантий в основных личных свободах. Создание барьера против опрометчивых законов посредством представительной демократии, осторожного подхода к законодательным обсуждениям и действиям, так же как посредством предоставления правительству только ограниченной власти, которая не в состоянии скомпрометировать эти основные свободы. Защита фундаментальных прав предоставляется достаточно необходимой для демократического управления и верховенства права, многие политические мыслители подчеркивали, что защита этих прав является фундаментальной целью демократического правления без которой никакое правительство не может считаться справедливым. Аристотель писал в своей книге : "основой демократического государства является свобода, которой согласно общепринятому мнению человечества, можно наслаждаться только в таком обществе. Абсолютно ясно, что не может быть конструктивных правовых норм, не включающих в себя защиту фундаментальных человеческих прав и личных свобод, представляющих собой самую существенную цель правительства."1

    4. Ограниченное правительство и федерализм.

    Еще одним признаком верховенства права являются соответствующие принципы ограниченного правительства и федерализма. Принцип ограниченного правительства существенен в деле защиты фундаментальных свобод. Ограниченное центральное правительство служит и для других важных функций при верховенстве права, максимизируя региональный и местный контроль над правительственными функциями, принципиально влияющими на население на локальных уровнях. Ограниченное правительство федерализм разделяют правительственную власть между центральным правительством, которое должно иметь власть в вопросах защиты государства, внешней политики, внутреннего рынка и других вопросах управления, влияющих на гражданина на национальной основе, а региональные и правительственные (местные) власти должны иметь власть в таких областях управления, как муниципальные услуги и образование, в основном влияющие на граждан на местной основе. Этот принцип одновременно позволяет правительству легче реагировать на запросы населения и быть более подверженным гражданскому контролю, а так же поощряет разнообразие в общественных политиках, принятых внутри различных регионов в соответствии с местными условиями, запросами, традициями, и желаниями. Он прямым образом несет в себе принцип соучаствующий демократии, при которой группы населения наиболее подверженные влиянию каких-либо решений, должны иметь право участвовать в принятии этих решений. Корректировка границ между федеральным и региональным правительственными отделениями и сохранение определенного баланса обязательно является сутью большого правового аппарата в любой федеральной системе.

    5. Судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.

    Независимая система судебных органов является наиважнейшим компонентом в принципе разделения властей, так же как и в эффективном принципе конституционализма; она включает в себя и реализует основные условия, на которые согласен народ. Судебная власть не может быть отнесена к исполнительной или законодательной ветви в соответствии с эффективным использованием роли суда в контроле над принципами верховенства права. Судебное разбирательство независимым судебным органом может быть единственным путем к эффективному утверждению приоритета Конституции. Если закон находится в противоречии с Конституцией, если и закон и конституция применимы к какому-либо частному случаю, тогда, суд должен либо решить , что данный случай подчиняется закону вне зависимости от конституции; или подчиняется конституции вне зависимости от законодательства – суд должен решить, какое из этих , конфликтующих один с другим, правил будет управлять данным случаем. Это является сутью правовых обязанностей. Независимые законодательные органы требуют не только доктрины судебного разбирательства, но так же тщательной защиты независимости законодательства, как по форме так и по существу. Дета ли назначения, срок пребывания в должности, зарплата, статус, обучение и снятие с поста должны быть определены, чтобы защитить и укрепить эту независимость. Подобным образом назначение в системе судебных органов не должно быть партийным назначением, а должно гарантировать выбор наиболее квалифицированного правового эксперта.

    Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

    Народовластие – т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN-носитель верховной власти в государстве );

    1. Правительство основано на согласии управляемых;

    2. Правило большинства и меньшинства (признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства);

    3. Гарантии основных прав человека;

    4. Свободные и честные выборы;

    5. Равенство перед законом;

    6. Справедливое судопроизводство;

    7. Конституционное ограничение правительства;

    8. Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;

    В обществе, где право верховенствует над государством, присущи следующие компоненты:

    ― Сохранение климата свободных дискуссий и собственного мнения. Ни что так необходимо для правильного функционирования представительной демократии, как сохранение климата свободных дискуссий и права на собственное мнение. Это требует свободы слова, свободы собраний, свободного и реального телевидения, радио, печати, свободы апелляции к правительству, свободной и жизнеспособной издательской деятельности. Информированное и включенное в процесс население является источником жизненной силы демократии.

    Защита необходимого климата свободных дискуссий и собственного мнения является критической ролью верховенства права.

    ― Справедливость в уголовном судопроизводстве.

    Необходимым элементом во взаимоотношениях правительства со своими гражданами является поддержание и функционирование уголовного судопроизводства. Защита справедливости и целостности судопроизводства – необходимый элемент верховенства права Уголовный процесс не должен быть политизирован или использован для показания политических диссидентов. Справедливость в уголовном судопроизводстве не является монополией систем, базирующихся на общеправовых или гражданско-правовых традициях. Она – функция приверженности определенным минимальным стандартам, таким, как предварительное обнародование законодательства, защита от беспричинных обысков и конфискаций или необоснованных уголовных обвинений, высокий уровень доказательств, непредвзятый суд с возможностью равноценной защиты, строгое разделение обвинительных и судебных функций, независимые судьи и разумное и пропорциональное наказание.

    ― Защита свободы вероисповедания.

    Сохранение свободы вероисповедания является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания является важным компонентом верховенства права. Полная защита религиозной свободы может потребовать сильных и эффективных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по религиозным мотивам.

    ― Защита гражданских прав.

    Демократическое общество должно гарантировать равенство перед законом и защиту представителей национальных меньшинств и даже бедной части основного населения. Такие законы являются необходимым компонентом верховенства права в современном демократическом государстве.

    ― Ответственность государственных официальных лиц и защита государственных процессов. Любое демократическое общество должно иметь необходимое законодательство, гарантирующее ответственность государственных процессов и рациональных решений. Такое законодательство может включить в себя меры, позволяющие правительству получить компенсацию за причиненный ущерб.

    ― Защита прав рабочих

    Несомненно, каждое демократическое общество должно соблюдать права рабочих. Развитые страны разработали детальное трудовое законодательство, концентрирующееся на правах рабочих организовываться и совместно добиваться льгот, а также на предоставлении безопасной и безвредной производственной среды.

    ― Гражданский контроль над армией. Принцип гражданского контроля над армией также относится к вопросу гражданского контроля над разведывательными службами, они должны действовать в соответствии с правовыми нормами, и в рамках конституционных структур.

    ― Защита экономической свободы.

    Возможно, ни один вопрос в прошлом не был так тщательно отражен в различных философских трудах, как вопрос защиты экономической свободы и права на частную собственность. Развитие демократии и рыночной экономики, всегда защищали экономическую свободу и право на частную собственность. Советская система, следовала теории Маркса и Энгельса в отказе от многих форм частной собственности. Совершенно ясно, что рыночные экономики являются главным предметом верховенства права в развитых обществах. Экономический успех этих обществ, заключающихся не только в увеличении общего производства товаров и услуг, но и в широком распространении потребительских товаров и услуг, говорит сам за себя. Право на частную собственность и свобода в экономической сфере все больше обозначаются как важные компоненты личной свободы. Если строгий контроль над частной собственностью приводит к всепрощающему государственному контролю над личностью, то свобода может быть также легко потеряна, как и при отмене гражданских и политических свобод.

    Пожалуй, самый яркий пример демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).

    Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

    В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем, точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным, с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.
    1   2   3
    написать администратору сайта