Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Концепция равного взаимодействия государства и права

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • КУРСОВАЯ. Введение понятие и признаки государства


    Скачать 171.5 Kb.
    НазваниеВведение понятие и признаки государства
    АнкорКУРСОВАЯ.doc
    Дата11.06.2018
    Размер171.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКУРСОВАЯ.doc
    ТипРеферат
    #18359
    страница3 из 3
    1   2   3

    2.2. Этатически - тоталитарная концепция
    Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

    Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

    Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

    ― В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

    ― В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

    В признании юридически обязательными регуляторами поведения, фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом, формируется так называемое обычное и прецедентное право, которые признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.

    Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерно го поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

    Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

    Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

    Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях.

    При верховенстве государства над правом устанавливается режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

    1. Есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

    2. Партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    3. Доминирует роль идеологии, есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Устанавливается монопольный контроль за производством и экономикой, а также за другими сферами жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    Подтверждение выше написанному, нам поможет возвращение к историческим страницам России, а точнее к государственному строю, установленного партией большевиков и удерживающегося на протяжении семидесяти с небольшим лет, до полного его краха.

    Сущность государства как орудия подавления, учение о политической системе во главе с единственной партией, лозунг "Вся власть советам" и практика его применения, отрицание разделения властей, ограниченная роль суда, понимание права как системы норм, представление о праве как средстве проведения политики, включение в законодательство подзаконных актов и другие конструкции были направлены на обеспечение и оправдание тоталитарного строя, признающего демократию на словах и отрицающего её на деле. Государство было безразлично по отношению к человеку его правам и интересам. Приоритет общественных интересов перед личными, фактическое бесправие человека перед государством, и его аппаратом: Государство опиралось своей теорией на учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, многие формулы Сталина, хотя учение К. Маркса и Ф. Энгельса созданы полтора века назад, не учитывалось.

    При любом подходе к государству оно выступает, прежде всего, своей внешней стороной, как механизм управления в обществе или, что фактически одно тоже, как механизм осуществления власти. С этой точки зрения государство включает политические структуры, в сложившуюся систему органов власти и управления, средства поддержания общественного порядка. Как любил подчеркивать В. И. Ленин "Государство — это машина. Что движет этой машиной? Согласно теории марксизма и ленинизма – непримиримость классовых противоречий, орудие классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса для того, чтобы подавлять классовых противников''. 1 Господствующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует этот механизм в своих классовых интересах. Доказательств можно привести множество. Упомянем только самые прямые. Маркс, характеризуя свой вклад в обществоведение, писал: " То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

    1. существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства

    2. что классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата

    3. что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов "1

    А вот заглавие разделов первой главы "Государство и революция" В. И. Ленина: «Государство – продукт непримиримости классовых противоречий; особые отряды вооруженных людей; тюрьмы и прочее; государство - орудие эксплуатации угнетенного класса». Известное высказывание В. И. Ленина в лекции " О государстве" гласит: " Государство- это есть машина для поддержания господства одного класса над другим." 2

    История нашей государственности после смерти Ленина свидетельствует о постепенном превращении государства в средство массовых репрессий, полном огосударствлении общественной жизни. Переход от государства рабочего класса к общенародному государству означал изменение терминологии, но не существа дела, всеобщее огосударствление продолжалось, тоталитарная административно – командная система сохранилась. Аппарат подавления, насилия, огромная бюрократия, всё то, что ставило государство над обществом. И служил этот аппарат, вопреки прогнозам Маркса, Энгельса, Ленина не рабочему классу, а верхушке партийно-государственного аппарата.


    2.3. Концепция равного взаимодействия государства и права
    Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, (государство порождает право или из права рождается государство). Они (связь) видит более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

    Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

    Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В результате исследования нами были сделаны следующие выводы. Разработки проблемы соотношения государства и права, права и закона, берут свое начало в далеком историческом прошлом.

    Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воз­действует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил по­ведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

    Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этатистский, исходивший из приоритета государства над правом (этатически-тоталитарная концепция). Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие. Такая концепция имела широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчинененном к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

    Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений, и называется в методологии либеральной концепцией. Сторонники, так называемой, школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права. По их мнению это вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

    Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права (концепция равного взаимодействия).

    Согласно этой концепции связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Они (связь) видит более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Данная концепция позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

    Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узко-нормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимом, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

    Проблема соотношения права и государства будет стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, что когда-нибудь все законы будут правовыми, а государства демократичными. Но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения, и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера. Общее мнение одно — право и государство развиваются.

    Признание закономерностей их развития, а также обращение к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственно-правового строительства.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Алексеев С.С. Философия права. М. 2002.

    2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996.

    3. Аристотель. Политика. М., 1978.

    4. Браун У.Л. Верховенство права. М., 1997.

    5. Васильев А.М. Правовые категории, М., 1976.

    6. Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 2004.

    7. Декларация независимости США //Хрестоматия государства и права зарубежных стран. М., 1999.

    8. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992.

    9. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М. 2002.

    10. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М., 2004.

    11. Кудрявцев В.Н. Форма бытия свободы // Государство и право. - № 11-2000.

    12. Лившиц Р.З. Современная теория права (краткий очерк), М., 1992.

    13. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2004.

    14. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. М., 1992.

    15. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003.

    16. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

    17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. М., 2003.




    1 Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996. – С.53.


    1 Венегеров А. Б. Теория государства и права. М., 2004. – С.102.

    1 Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 2004. – С.247.

    1 Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко. М., 2003 –С.264.

    1 Лившиц Р.З. Современная теория права (краткий очерк), М., 1992. – С.126.

    1 Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М. 2002. - С.52.

    2 Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. - С.13.

    1 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.


    1 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. – С.249.

    1 Браун У.Л. Верховенство права. М., 1997. – С.31.

    2 Аристотель. Политика. М., 1978. – С.69.

    3 Нерсесянц В.Н. Философия права. М., 2004. – С.83.

    1 Декларация независимости США //Хрестоматия государства и права зарубежных стран. М., 1999. – С.108.

    14 Аристотель. Указ. соч. – С.74.

    11 Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.-С.73.

    12 Васильев А.М. Правовые категории , М., 1976. – С.119.

    23.Там же.

    1   2   3
    написать администратору сайта