Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Строительство
Физкультура
Технология
Связь
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Культура
География
Экология
ИЗО, МХК
Директору, завучу
Казахский язык и лит
Школьному психологу
Языки народов РФ
Обществознание
Социальному педагогу
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Краткий конспект Основы психологии. Введение в психологию


Скачать 205.5 Kb.
НазваниеВведение в психологию
АнкорКраткий конспект Основы психологии.doc
Дата28.04.2017
Размер205.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКраткий конспект Основы психологии.doc
ТипДокументы
#525
страница1 из 4
  1   2   3   4

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Психология – наука о психике как особой форме жизнедеятельности. Она изучает свойства, механизмы и закономерности развития и существования психики. Год рождения психологии как науки – 1879 г. (немецкий ученый Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии).
Этапы развития психологии как науки:

  1. Психология как наука о душе

  2. Психология как наука о сознании

  3. Психология как наука о поведении

  4. Психология как наука о психике


Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия с внешним миром и выполняющая функции регуляции поведения.

Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.

В отличие от других наук, основной трудностью для психологии является определение ее предмета. Разные школы в психологии давали разные определения ее предмета.

- бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений (Павлов, Скиннер, Бандура и др.).

- психоанализ или глубинная психология акцентирует внимание на изучении глубинных слоев психики, бессознательных психических процессов и мотивации (Фрейд, Эриксон, Адлер, Юнг и др.).

- когнитивная психология - предметом изучения являются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов (Келли, Джорж, Пиаже и др.).

- гештальтпсихология – изучение психики с точки зрения целостных структур (гештальтов или образов) (Вертгеймер, Келлер, Коффка и др.).

- гуманистическая психология – подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности (Маслоу, Роджерс, Фромм и др.).

- системно-деятельный подход – биологические особенности индивида развиваются в определенной социокультурной среде, индивид становится личностью в процессе формирования сознания и самосознания, в процессе выполнения определенной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Ананьев и др.).

Отрасли психологии

Общая психология изучает закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, психологические характеристики групп.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных процессов, разрабатывает психологические рекомендации.

Возрастная психология изучает онтогенез психических процессов развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов.

Медицинская психология исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (инженерная психология, юридическая психология, военная психология, психология управления).

Дифференциальная психология изучает, описывает и объясняет индивидуальные различия людей.

Психодиагностика – наука о методах и правилах постановки психологического диагноза.

Методы психологии

Основные:

  1. Наблюдение – внешнее/внутреннее. Недостаток низкая достоверность получаемых результатов.

  2. Эксперимент – преднамеренное создание условий (естественный/лабораторный).

Вспомогательные:

Метод опроса, метод тестов, статистические методы обработки, интерпретации и анализа данных, биографические методы.
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

И АКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СЕБЯ

Для психологического анализа личности следует разграничивать понятия "личность", "индивидуальность", "индивид", "человек".

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способный создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе деятельности.

Индивид это отдельный представитель человеческого общества.

Индивидуальность своеобразное, неповторимое сочетание особенностей индивида.

Личностьсубъект активной деятельности, преобразователь внешнего мира и себя самого, носитель сознания и самосознания.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

К биологической подструктуре личности относятся половозрастные свойства нервной системы, патология строения организма, свойства нервной системы (скорость, уравновешенность, силу нервных процессов).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Познавательные процессы – это ощущение, восприятие, мышление, воображение, память.

Сенсорно-перцептивные процессы - ощущение и восприятие.

Мнемические процессы - процессы памяти.

Интеллектуальные процессы - мышление и воображение.
ОЩУЩЕНИЕ

Ощущениемназывается простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, а также внутренних состояний человека, которые воздействуют в данный момент на соответствующие органы чувств.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Виды и свойства ощущений

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют дистантную и контактную рецепцию.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние.

Контактные ощущения возникают при непосредственном прикосновении к поверхности тела. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

2. По месту расположения рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и другие ощущения).

Интероцептивные ощущения связаны с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние организма. К ним относятся ощущения голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.

Проприоцептивные или двигательные ощущения отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемых при этом усилий. Без них невозможно нормально выполнять и координировать движения.

3. По модальности раздражителей ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Общие свойства ощущений:

Качество

интенсивность

длительность
Основные закономерности ощущений

Способность человека иметь ощущения называется чувствительностью.

Ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период.

Временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом.

Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя.

Для того, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный.

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог.

Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения.

Интервал между нижним и верхним порогом ощущений образует диапазон чувствительности.

Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Психофизиологические закономерности ощущений

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии.

Сенсибилизация (чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие ― это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Общие закономерности восприятия

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем.

Константность ― относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия

Иллюзия ― это искаженное восприятие реально существующей действительности.

Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает.
Категориальностьчеловеческого восприятия: воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогомвосприятия.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.

Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией. Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т. п.).
Виды восприятия

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное.Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями.

Наблюдение-― это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными.

Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении.

Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

  • восприятие пространства, предметов и явлений окружающегомира;

  • восприятие человека человеком;

  • восприятие времени;

  • восприятие движений.



ПАМЯТЬ

Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и индивидуальную (прижизненную).

Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма и врожденные формы поведения (инстинкты).

Прижизненная память – это отражение прошлого опыта, полученного с момента рождения человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения в необходимый момент.

Виды индивидуальной памяти: различают мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременнуюпамять. Мгновенная память связана с удержанием образа раздражителя, воздействующего на наши органы чувств в течение 0,1–0,5 с без переработки. Если информация не превращается в другую форму хранения, то необратимо теряется.

Часть информации из мгновенной памяти попадает в кратковременную, которая обеспечивает удержание информации в сознании человека приблизительно двадцать секунд. Она ограничена по объему. Объем кратковременной памяти у человека индивидуален, колеблется в пределах 7 +- 2 единицы информации

Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, информация из нее выводится в промежуточную, где хранится для использования в текущей деятельности.

Время удержания информации в промежуточной памяти исчисляется часами, а затем она вновь переводится в кратковременную память, где вторично оценивается, обобщается, а только затем частично переводится в долговременную память. Объем долговременной памяти практически неограничен, также неограничено и время хранения информации в ней.

Непроизвольная память– это запоминание и воспроизведение без специально поставленной задачи, цели что-либо запомнить или воспроизвести. Когда человек ставит перед собой цель усвоить или воспроизвести информацию, говорят о произвольной памяти.

Сенсорная память (образная) – это запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов. К этому виду памяти относятся зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. Ведущую роль в жизни людей обычно выполняет зрительная и слуховая память.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и систем.

Эмоциональная памятьзапоминание, сохранение и воспроизведение определенных эмоциональных состояний, чувств при повторном воздействии или представления ситуации, в которой эти переживания возникли.

Словесно-логическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, ее смысла, логики рассуждений, доказательств.
Процессы памяти

Запоминаниепроцесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком.

Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание – это непреднамеренное усвоение чего-либо, т. е. человек не ставит перед собой цель, не использует никаких мнемических приемов для запоминания.

Произвольное запоминание – целенаправленное усвоение информации.

Сохранение это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение это процесс восстановления информации, извлечения ее из памяти.

Воспроизведение может быть непроизвольным, опирающимся на неосознанные установки, ассоциации, и произвольным. Произвольное, целенаправленное воспроизведение – это сознательный процесс вспоминания или припоминания информации.

Узнавание – актуализация информации, образа, присутствующих в перцептивном поле, при опоре на повторное восприятие.

Вспоминание – актуализация информации (образа), не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие или "подсказки".

Припоминание – воспроизведение, требующее волевых усилий для доступа к информации, хранящейся в памяти, для извлечения, для воссоздания ее.

Забывание– это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.

Со временем воспроизведение иногда не ухудшается, а улучшается. Это явление называют реминистенцией.,

Забывание может быть связано с возрастными особенностями человека. Этот феномен называется "законом Рибо", или законом обратного хода памяти.
  1   2   3   4
написать администратору сайта