Главная страница
Навигация по странице:

  • Не менее существенно обратное влияние права на государство.

  • Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

  • Действие нормативно-правовых актов в пространстве

  • Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

  • Однако из этого общего правила есть ряд исключений.

  • Основания юридической ответственности. Освобождение от юридической ответственности. Юридическая ответственность

  • Основания юридической ответственности

  • Основания освобождения от юридической ответственности

  • Такими основаниями могут быть

  • Гражданское общество: понятие, генезис и основные признаки. Формирование гражданского общества в России.

  • Признаки гражданского общества

  • Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества.

  • К проблемам формирования гражданского общества также можно отнести

  • Взаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеВзаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство
    АнкорGOS_po_TGP.doc
    Дата29.05.2017
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаGOS_po_TGP.doc
    ТипДокументы
    #4556
    страница1 из 25
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Билет №1.

    Взаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство.

    В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

    • тоталитарная (государство выше права и им не связано). Право- есть следствие государства, находится в подчиненном отношении к государству. Это этатистский подход – приоритет государства над правом.

    • либеральная (право выше государства). Праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

    • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им). Позволяет интегрировать этатистские и либеральные взгляды. Связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. В настоящее время преобладает этот подход.

    Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

    • единство. Выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, гарантируют права личности. О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой - общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие - единый процесс. Поэтому его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни. Это не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

    • различие. Различия вытекают уже из определений этих понятий, их общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право - волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.

    • взаимодействие. Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

    Не менее существенно обратное влияние права на государство.

    Зависимость государства от права проявляется:

    • во внутренней организации государства;

    • в его деятельности.

    С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

    Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей.

    В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной.

    Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

    Действие нормативно-правовых актов имеет свои пределы, определяемые временными и территориальными границами такого действия, а также кругом адресатов соответствующих норм права.

    Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется той территорией, на которую распространяется действие нормативно-правовых актов данного государства. В состав этой территории входят суша, включая недра и континентальный шельф; внутренние и территориальные воды государства (в пределах 12 морских миль); воздушное пространство над сушей и водной частью территории; а также территории посольств, военных кораблей, всех морских и воздушных судов, находящихся вне территории других государств, космических кораблей и станций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству. Действие нормативных актов в пространстве зависит от: - уровня государственного органа, принявшего данный акт; - юридической силы акта. Нормативные акты распространяют свое действие: на территорию всей страны; на территорию субъекта Федерации; на территорию, указанную в самом нормативном акте; на локальную территорию (предприятия, организации, учреждения).

    Порядок и правила экстерриториального действия нормативно-правовых актов государства на территории его посольств в других государствах определяются международным правом.

    Нормативно-правовые акты высших и центральных государственных органов в унитарном и федеративном государстве действуют на всей территории государства, акты территориальных государственных органов – на соответствующих территориях, акты субъектов Федерации – на территории соответствующих субъектов, а акты органов местного самоуправления – на территории соответствующих муниципальных образований. Возможные исключения из этого общего правила устанавливаются в законодательном порядке.

    Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм). По общему правилу, под действие нормативно-правовых актов подпадают все лица (физические и юридические лица, должностные лица, граждане, иностранцы и лица без гражданства), находящиеся в пространстве действия соответствующего акта.

    Однако из этого общего правила есть ряд исключений. Так, субъектами соответствующих прав и обязанностей политического характера (например, права избирать и быть избранными в органы государственной власти, права участвовать в управлении делами государства, обязанности нести военную службу) могут быть только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства не входят в круг адресатов таких норм. Но они являются субъектами прав и обязанностей во всех других сферах правовой регуляции, и на них распространяется действие соответствующих норм (норм гражданского, уголовного права).

    Особую группу составляют иностранцы (главы иностранных государств и правительств, руководящие сотрудники иностранных посольств и консульств), которые в соответствии с положениями международного права обладают дипломатическим иммунитетом и в силу этого не подлежат уголовной и административной ответственности на территории и по законам других государств.

    Адресатами некоторых норм (и актов) являются специальные субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная категория лиц, характеризуемых особыми признаками (например, работники химической промышленности, ветераны труда, жители крайнего севера, субъекты налогообложения, должностные лица).

    Основания юридической ответственности. Освобождение от юридической ответственности.

    Юридическая ответственность – это мера правового принуждения за правонарушение, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителям компетентным государственным органом или должностным лицом в надлежащем процессуально-правовом порядке.

    Основания юридической ответственности – те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.

    Основания юридической ответственности делятся на две группы:

    • фактические;

    • юридические.

    Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.

    Юридическими основаниями являются:

    наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);

    • наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);

    • отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности (например, если деяние перестало быть общественно опасным).

    • наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.

    Основания освобождения от юридической ответственности - все те обстоятельства, наличие которых в соответствии с законом исключает возможность применения мер юридической ответственности.

    Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от нее существенно отличаются друг от друга. У них разные основания. Если в первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за которые ответственность не наступает в силу определенных юридических условий или физического состояния лица, то во втором – ответственность уже имеет место и речь идет исключительно о правовых основаниях возможного освобождения от нее. Такими основаниями могут быть:

    1. Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным.

    Под изменением обстановки понимаются значительные изменения жизненных условий по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения правонарушения. Это может быть связано с политическими, экономическими, организационно-хозяйственными изменениями в масштабе страны и т.д.

    2. Деятельное раскаяние виновного.

    3. Примирение с потерпевшим.

    4. Освобождение от уголовной ответственности, особенно в отношении несовершеннолетних. Применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия.

    5. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии.

    Освобождение от ответственности не тождественно освобождению от наказания. От ответственности может быть освобожден или подозреваемый, или обвиняемый, или подсудимый. Причем это делается и органом дознания, и предварительного следствия, и прокуратурой или судом, а от наказания освобождается уже осужденный, и только судом.

    Билет №2.

    Гражданское общество: понятие, генезис и основные признаки. Формирование гражданского общества в России.

    Термин гражданское общество приобрел в научной литературе особое содержание и выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

    Гражданское общество можно кратко определить как систему негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе.

    В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. Сейчас между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог – они не антиподы.

    Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому – к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Гроция, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, но сам термин «гражданское общество» стал устойчиво употребляться лишь в 18 веке. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое. Разделить эти понятия непросто, ведь государство- форма организации общества. Но уже Гумбольдт, Кант, Гегель разграничивали эти явления. Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, которые должны были находиться в независимости от государства. Гражданское общество не отождествлялось с официальной властью. Гегель противопоставлял гражданское общество дикости, неразвитости, нецивилизованности. Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек. Отдельная личность является для самой себя целью. Но без соотношения с другими человек не может достигнуть своих целей. Он также считал, что ключевую роль в гражданском обществе играет семья. Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Права человека Маркс анализировал как права члена гражданского общества. И Маркс, и Гегель особо выделяли право на индивидуальную свободу, право на частную собственность. Эта индивидуальная свобода и образует основу гражданского общества. Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Среди идей четко доминировал главный лейтмотив – собственность и отказ государства от претензий на роль единственного «организатора и координатора».

    Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать условия для беспрепятственной деятельности собственников, реализации ими своих прав и свобод. Государство должно выполнять функции по ведению общих дел. Его задача – не мешать нормальному течению экономической жизни. Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

    Составными элементами гражданского общества являются: 1)личность; 2)семья; 3)школа; 4)церковь; 5)собственность и предпринимательство; 6)социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан; 8)институты демократии; 9)общественные объединения, политические партии и движения; 10)независимое правосудие и т.д.

    Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок – таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. Для каждого должна сохраняться возможность стать собственником.

    Признаки гражданского общества:

    • экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

    • безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

    • легитимность и демократический характер власти;

    • равенство всех перед законом и правосудием;

    • свобода мнений, слова и печати, независимость СМИ;

    • невмешательство государства в частную жизнь граждан;

    • эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

    Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. В президентском послании Федеральному Собранию 2004 г. Ставилась задача создания свободного общества свободных людей через развитие, укрепление институтов демократического государства и гражданского общества. В настоящий момент гражданское общество в РФ только формируется и находится на начальной стадии своего развития.

    Проблемы и трудности формирования гражданского общества в России обусловлены, прежде всего, историческими условиями. В отличие от западных демократий, выраставших «снизу» на основе исторически вызревавших субъективных и объективных предпосылок, в России гражданское общество формировалось «сверху».

    К проблемам формирования гражданского общества также можно отнести:

    • сложившуюся в стране корпоративно-бюрократическая государственность;

    • нарушение в стране принципа правового государства – равенство всех перед законом;

    • игнорирование политической элитой страны реального человека как объекта, цели и конечного результата проводимых в стране реформ. Тяжесть реформ всегда и везде ложилась, прежде всего, на плечи народных масс, самых незащищенных слоев населения.

    • Выборочный принцип подхода к борьбе с коррупцией. Государство проводит борьбу только с низовой коррупцией, с людьми, которые фактически по вине государства живут за чертой бедности.

    С началом перехода к капитализму в России стали формироваться и структуры гражданского общества. Развивается публичная политика, когда программы органов власти и технологии их реализации вырабатываются на основе и с учетом ожиданий социальных групп общества через их представителей. Развитие многопартийности является завоеванием демократии. Развитие малого бизнеса является ключевым моментом в реализации идеи гражданского общества. На уровне руководства регионами и муниципалитетами наблюдается сопротивление становлению малого бизнеса. В подлинно демократической стране часть гражданского общества всегда находится в той или иной оппозиции к государству. В наличии сильной оппозиции значительное преимущество гражданского общества демократического типа от других. Собственно, общество может быть подлинно гражданским, если в нем есть сильная защищенная оппозиция, имеющая все возможности бороться за власть.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    написать администратору сайта