Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание №2.Таблица по эпохе Просвещения

  • Задание №3

  • 5. Мыслительная деятельность

  • 6.Нравственность

  • 7.Нравственное воспитание

  • 9.Педагогическая деятельность

  • 10.Педагогический процесс

  • 12.Познание

  • Задание №5. Написать размышление

  • Задание №6. Сделать анализ статьи

  • портфолио по педагогике _chernov. Задание 1. Цитата дня и обращение античного философа к студентам, обучающимся в настоящее время Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого


    Скачать 40.5 Kb.
    НазваниеЗадание 1. Цитата дня и обращение античного философа к студентам, обучающимся в настоящее время Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого
    Анкорпортфолио по педагогике _chernov.docx
    Дата22.12.2017
    Размер40.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапортфолио по педагогике _chernov.docx
    ТипДокументы
    #8878

    Чернов Д.Р. группа 151

    Портфолио по педагогике

    Задание №1. Цитата дня и обращение античного философа к студентам, обучающимся в настоящее время

    «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого»

    Сократ

    Я бы хотел, чтобы к обучающимся на сегодняшний день студентам, обратился такой античный философ, как Сократ.

    Здравствуйте, дорогие студенты! Я хотел бы обратиться к вам с просьбой, чтобы вы учились и открывали мир заново. Сейчас не очень образованное общество, студенты в последнее время не хотят учиться, познавать что-то новое, они деградируют и нечего не делают. Я не говорю обо всех студентах конечно, но большие из них очень ленятся учиться, а если этого не делать, то ближайшее будущее будет очень печальным.

    Учение это очень интересно, но сейчас это не так актуально, как в античное время, когда люди тянулись к знаниям и познавали мир. Людям было интересно, что-то придумывали. А сейчас это интересно не всем.

    Поэтому, дорогие студенты, учитесь и тогда в будущем все будет прекрасно!
    Задание №2.Таблица по эпохе Просвещения:


    Педагог,

    дата жизни

    Характеристика

    эпохи

    Факторы развития

    Цель, задачи воспитания

    Организация воспитания и обучения

    Содержание образования

    Требования к учителю

    Джон Локк

    (1632-1704)

    Были заложены основы того политического режима конституционной монархии, который существует в Англии и поныне. Локк был в контакте с королем, оказывал на него большое идейное влияние. Принятая «Декларация прав» гарантировала буржуазное развитие страны.

    Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается, будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

    Он разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа.

     Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

    1.Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

    2.Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

    3.Религиозное воспитание необходимо направлять на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.

    4.Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.

    5.Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом.


    Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек.

    К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.

    Задача воспитателя - правильно регулировать каналы чувственного восприятия и формировать нужные знания, волевые устремления и мотивационные побуждения, развивать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуаций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим наклонностям» методов. 

    Еще одной задача воспитателя заключалась в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

    Жан-Жак Руссо

    (1712-1778)

    Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой демократии и абсолютизма, с церковью, преследовавшей вольнодумцев. Пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению просвещения непримиримый и демократический характер.

    Естественная свобода, равенство людей, основанные на собственном труде каждого.

    Позиции подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Задача воспитания - " создать человека".

    Необходимость воспитания людей как будущих членов общества.

    Образ идеальной личности в теории воспитания Руссо предстает как естественный человек, а цель воспитания, согласно его взглядам, заключалась в том, чтобы вырастить естественного человека и реализовать идеальное республиканское общество, в котором естественный человек станет гражданином.


    Руссо считал, что нужно развивать внешние органы чувств и продолжать физическое развитие естественными способами. Не заставлять ребенка в раннем возрасте думать, заучивать стихи, сказки.

    Развивать самостоятельность у ребенка

    Важный вклад Руссо в педагогику заключается в том, что он совершил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка соответствующие каждому периоду задачи, содержание методы воспитания и обучения. Он называет четыре возрастные периоды:

    - Возраст младенца (0-2 г.), который охватывает период до овладения ребенком речи;

    - Детство или "сон разума" (2-12 г.), когда преобладает чувственное познание ребенком мира;

    - Отрочество (12-15 г.) - период умственного развития ("формирования интеллекта") и трудового воспитания;

    - Юность (15-18 г.) - период бурь страстей, время нравственного полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании - учить любить людей.


    Учитель, как думает Руссо, должен быть внимательным к ребенку. Учитель не может наказать ребенка физически. Он должен быть, своего рода, другом и наставником ребенку.

    Иоганн Генрих Песталоцци

    (1746-1827)


    Песталоцци жил в эпоху, когда в Швейцарии рушился феодальный срой, утверждалась капиталистическая форма производства, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией крестьян. Единственно доступная детям трудового населения начальная школа находилась в жалком состоянии – в ней господствовала зубрежка, все обучение сводилось к заучиванию религиозных текстов, многие учащиеся выходили из школы, так и не научившись писать и считать.

    Учитывая особенности психологического развития ребенка, Песталоцци строит процесс обучения на самораскрытии, саморазвитии изначально заложенных сил и способностей ребенка, полагая, что саморазвитию человека надо помочь, направить его по верному пути.

    Песталоцци считал, что «любое обучение человека есть ни что иное как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию», поэтому необходимо руководить воспитанием для правильного развития, в природе ребенка заложены все необходимые положительные качества. Прогрессивной для того времени была его мысль об одинаковой природе ребенка, и «ползающего в пыли и сына князя».


    1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

    2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

    3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.


    Обучение должно быть развивающим. Развитию умственных сил или мышления служит правильное обучение, т. е. соответствующее законам их саморазвития; настоящее обучение вызывает в ребенке общее «духовное стремление к совершенству». Развивающее обучение должно быть согласованным с законами мышления, поэтому на основании наблюдений и опытов выясняются законы саморазвития умственной силы и вытекающие из них естественные принципы развивающего обучения.

    Умственные способности ребенка развиваются постепенно. Оно должно начинаться с самого легкого, постепенно переходить к более трудному.

    Другой принцип, обеспечивающий преодоление трудностей учения – строгая последовательность обучения. В обучении любому предмету надо «соблюдать последовательность в приобретении познаний, последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое добавление к прежним знаниям.

    Еще один принцип в обучении – принцип самодеятельности.Самодеятельность в занятиях обусловливает ясность познаний. Поэтому Песталоцци против обучения, которое ограничивается пассивной выучкой читать, механическим списыванием, которое подавляет развитие детских сил. Естественное, развивающее обучение должно быть постепенно – последовательно – элементарно – наглядно – самодеятельнымВсе эти принципы должны быть в обучении вместе.


    В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных». Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

    Песталоцци с 1799 года начинает проводить экспериментальную работу в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе.
    Была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци.

    В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии и в предоставленном ему замке создал большой институт, который вскоре получил мировую известность.

    Воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к самосовершенствованию.

     Задача педагога – направлять инициативу по определенному руслу, содействовать саморазвитию потенциальных внутренних сил.

    Иоганн Фридрих Гербарт

    (1776-1841)


    Это была славная эпоха, начавшаяся одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной- в Англии, политической- во Франции, философской и эстетической- в Германии. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения. В области политики и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие силы на магическую силу воспитания. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему, преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопии 18в. служило естественное или природное состояние общества, живущего сообразно разуму.Просветители верили в возможность построения гармоничного общества.

    Управление, обучение и нравственное воспитание.

    Цель воспитания – подготовка добродетельного и добропорядочного

    человека, умеющего укреплять и отстаивать

    существующий строй.

    Задачи воспитания:

    1. Развитие многосторонних интересов у школьников

    в процессе обучения.

    2. Подавление злой воли ребенка.

    3. Формирование цельного нравственного характера.

    Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса. Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: 1) ясность, 2) ассоциация, 3) система, 4) метод.

    Первая ступень — ясность — это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с имеющимися уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни и т. д. Третья ступень — система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Четвертая ступень — метод—это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Но они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока. Универсальная схема хода обучения, установленная Гербартом, в дальнейшем была превращена его последователями в схему любого урока.

    Содержание образования включает: религию, латинский и греческий языки, математику, древнейшую литературу и историю.

    Гербарт предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии — в высшие учебные заведения. Гербарт был противником единой системы образования. Он был горячим сторонником уже отживающего классического образования. В реальной школе должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другими видами практической деятельности. Для тех же, кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование.

    Гербарт предъявляет очень высокие требования к учителю – воспитателю, его культуре, образованности, профессионализму, нравственным качествам. Он говорит о важности любви к детям, понимании педагогом значимости и необходимости целенаправленного воспитательного процесса.

    Адольф Дистервег

    (1790-1866)

    Происходит объединение Германии вокруг Пруссии. Ее король Вильгельм I в 1871 году стал императором Германии. В Германии начала бурно развиваться промышленность, особенно тяжелая. Из-за позднего объединения Германия «опоздала» к разделу колоний. Она считала себя обиженной и боролась с Францией за первенство в европейских делах.

    Природосообразность

    Главная задача обучения —развитие умственных сил и способностей детей.

    Формальное образование связано с материальным.

    Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

    Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

    Цели и принципы воспитания:

    «Воспитывать — значит побуждать».

    Важнейший принцип воспитания — природосообразность:

    следование за процессом естественного развития человека;


    Правила и принципы обучения:

    • обучать природосообразно,

    • обучать соответственно особенностям детского восприятия,

    • от примеров надо идти к правилам,

    • от предметов — к обозначающим их словам.


    Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей и наметил основные направления обучения и воспитания.

    Для детей первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию.

    Школьникам второйвозрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать.

    Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем превратятся в убеждения.


    Требования к учителю: должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься

    ПОСТОЯННЫМ самообразованием; на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;

    преподавание должно быть энергичным.



    Задание №3 Глоссарий эпохи Просвещения

    1.Внутренняя мотивация учения - совокупность мотивов, заложенных в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения). [http://imp.rudn.ru/]

    2.Воспитание - 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

    [ http://imp.rudn.ru/]

    3.Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. [http://tolkslovar.ru/]

    4.Знание - отражение в голове ребенка свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания). [http://imp.rudn.ru/]

    5. Мыслительная деятельность - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. [http://imp.rudn.ru/]

    6.Нравственность - совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом. [http://www.pedpro.ru] 

    7.Нравственное воспитание - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. [http://imp.rudn.ru/]

    8.Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. [https://ru.wikipedia.org/]

    9.Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. [http://imp.rudn.ru/]

    10.Педагогический процесс - направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. [http://imp.rudn.ru/]

    11. Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. [http://imp.rudn.ru/]

    12.Познание - воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. [http://imp.rudn.ru/]

    13.Преподавание - деятельность учителя, направленная на организацию деятельности учения школьников. [http://imp.rudn.ru/]

    14.Свободное воспитание - направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. [http://imp.rudn.ru/]

    15.Сознание человека - высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку и неразрывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется. [http://imp.rudn.ru/]

    16.Теория воспитания Руссо – это целостная педагогическая система, содержащая множество проблем, идей и предложений. [http://imp.rudn.ru]

    17.Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей. [http://imp.rudn.ru/]

    18.Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. [http://imp.rudn.ru/]

    19.Учебный процесс - это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. [http://imp.rudn.ru/]

    20.Эмоции - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. [http://imp.rudn.ru/]

    Задание №4.Таблица по Реформаторской педагогике

    Направление

    Представители

    Характеристика

    Свободное воспитание

    Э.Кей, М.Монтессори

    Сторонников свободного воспитания объединяло отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитательного личного опыта. Сторонники свободного воспитания считали, что любое внешнее воздействие на ребёнка тормозит его развитие.

    Экспериментальная педагогика

    В.Лай, У.Килпатрик

    Э.Торндайк, А.Бине

    Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать особенности детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии.

    Педагогика прагматизма

    Д.Дьюи

    Д. Дьюи и его последователи полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они предлагали сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования — экономических, научных, культурных, этических и пр.

    Идея трудовой школы

    Г.Кершенштейнер

    Основная цель трудовых занятий состояла в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда. Задачу трудовой школы педагог видел в последовательном приучении детей к прилежанию, аккуратности, безусловному подчинению авторитетам.

    Представители педагогических реформ:

    М.Монтессори

    В.Лай

    У.Килпатрик

    Э.Торндайк

    Д.Дьюи

    Г.Кершенштейнер

    А.Бине

    Задание №5. Написать размышление на тему:

    «Домострой – свод житейских правил и наставлений»


    Тема, на которую нам предложили написать сочинение, связанна с таким понятием, как домострой. Итак, «Домострой» - памятник русской литературы 16в., являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

    Этот памятник появился, по мнению многих исследователей в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников.

    «Домострой» в те времена, был очень важным сводом житейских правил, в нем были написаны все решения проблем актуальных в то время. Он содержал очень важную информацию о социальном устройстве с множеством потребностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси.

    Задание №6. Сделать анализ статьи:

    Из предложенных статей, меня больше заинтересовала статья Л.Н.Толстого «Воспитание и образование».

    В статье звучит критика системы народного образования и воспитания. В ней Толстой стремится теоретически определить содержание понятий «воспитание» и «образование». Он разграничивает понятия воспитания и образования. Образование он определяет, как свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного – приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретенное им. Воспитание же, напротив, Толстой рассматривал, как принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое, с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим.

    Лев Николаевич идет в разрез с обществом и говорит о том, что права воспитания не существует, не нужно воспитывать своего ребенка по известным образцам.

    По мнению Толстого, воспитание имеет свое начало: в семье; в вере; в правительстве; в обществе. Он утверждает, что семейные, религиозные и правительственные основания естественны и имеют за себя основания необходимости.

    Справедливыми размышлениями Толстого можно считать о воспитании интеллигентного образованного общества. Это воспитание, по мнению Льва Николаевича, не имеет оснований, кроме гордости человеческого разума, и потому приносит самые вредные плоды, ибо воспитывает юношество в понятиях, противных народу.

    Вскоре Толстой отказался от того резкого разграничения понятий воспитания и образования, которое он приводил в своей статье. Уже в конце той же статьи он признает за лектором, право передавать слушателям свои взгляды, по тому или другому вопросу и рекомендовать тот метод изучения, который он признает наилучшим.

    Задание №7. Подобрать пословицы и поговорки, имеющие воспитательный характер (10 штук)

    1) Без строгости и щенка не вырастишь.
    2) Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
    3) Неразумная опека хуже беспризорности.
    4) Побои мучат, а не учат.
    5) И к худу и к добру приучаются смолоду.
    6)
    Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
    7) Ум не имеет цены, а воспитание предела.
    8) Учение образует ум, воспитание — нравы.
    9) У семи нянек дитя без глазу (т. е. без присмотра).
    10) Добрый пример лучше ста слов.
    написать администратору сайта