Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектические и формально-логические противоречия.

  • 28. Закон единства и взаимопроникновения противоположностей. Закон единства и взаимопроникновения противоположностей, его теоретическое содержание и методологическая роль в объяснении закономерностей развития бытия.


    НазваниеЗакон единства и взаимопроникновения противоположностей, его теоретическое содержание и методологическая роль в объяснении закономерностей развития бытия.
    Анкор28. Закон единства и взаимопроникновения противоположностей.doc
    Дата14.12.2017
    Размер41 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла28. Закон единства и взаимопроникновения противоположностей.doc
    ТипЗакон
    #7329
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия

    28. Закон единства и взаимопроникновения противополож­ностей, его теоретическое содержание и методологическая роль в объяснении закономерностей развития бытия. Диалектиче­ские и формально-логические противоречия, их соотносительная роль в мышлении. Диалектика и эклектика.



    Диалектика – (от греч. dialektike – искусство вести беседу) – искусство аргументации, наука логики. Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей.
    Одним из коренных вопросов мировоззрения и общей методологии является вопрос о том, следует ли искать источник движения и развития мира вне мира или в нем самом. Религиозно-идеалистическое мировоззрение исходит из того, что сверхъестественная сила, сотворив мир, дала ему толчок и движет им, но научное мировоззрение находит импульсы движения и развития мира в нем самом, в порождаемых им противоречиях, присущих реальности, что выражается в универсальном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей. Первоначальную формулировку этого закона как «закона гармонии и войны противоположностей» впервые можно найти в трудах Гераклита. Суть любого явления или процесса заключается во взаимодействии двух противоположных начал, которые с одной стороны противостоят друг другу, а с другой стороны не могут друг без друга существовать (добро и зло, война и мир). Этот закон дает возможность выявить источники, причины и формы движения, типы развития всего сущего: ничто не движется вперед вне противоречий.

    Развитие объективной реальности и процесс ее познания, все формы человеческой активности осуществляются путем раздвоения единого на различное и противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с одной стороны, характеризует определенную систему как нечто целое, с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития. Формула «единство-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита, они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, форма и содержание – эти и другие парные категории являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое. Отношение между диалектическими противоположностями носит динамический характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о противоположностях нельзя говорить вне их противоречивого единства в рамках единого целого. Например, атом представляет собой единство двух необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов. Их взаимосвязь определяет целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие каким-то иным образом, в каких-то других связях и перестают быть противоположностями – сторонами противоречивого единства атома.

    Диалектическим противоположностям и выражающим их понятиям присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей. Этому вторит и жизненная мудрость, которая гласит: «крайности сходятся». Умение сближать, делать тождественными противоположности, видеть их единство, связь, переходы – черта диалектического мышления. Гибко взаимосвязаны, подвижны норма и аномалия, болезнь и здоровье, неразрывно связаны между собой цели и средства, материальное и духовное в человеческой деятельности. Единство противоположностей эффективный способ познания самых различных явлений, процессов. Так, осмысление познавательного процесса связано с разграничением и многоплановым, конкретным соотнесением его компонентов, аспектов, уровней – чувственного и логического, опытного и теоретического, субъективного и объективного.

    Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов. Диалектические противоположности настолько тесно переплетены между собой, что стоит акцентировать – на практике или в теории – один из этих полюсов, как о себе тут же заявляет другой. Скажем, в сознании человека, в общественной жизни, культуре неразрывно переплетены индивидуальные, личностные черты и черты общественно-исторические, социальные. Диалектическое познание предполагает поляризацию единых, целостных явлений, процессов, выделение в них как бы чужеродных, но неразрывно взаимосвязанных, «живых» противоположностей, гибкое взаимодействие которых выражает существо того или иного объекта и поэтому дает «ключ» к его функционированию, изменению, развитию. От первичной теоретической поляризации противоположностей сознание движется к пониманию их взаимодействий, многообразных, гибких сочетаний на основе развернутого, дифференцированного анализа, углубления в существо дела.

    Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с внутренней глубинной сутью предметов. Для их выявления требуются серьезные усилия теоретической мысли. Как правило, внешние конфликты и противостояния служат проявлением глубоких диалектических противоречий, связанных с внутренней структурой предмета. Но вовсе не все конфликты, несоответствия, противоречия, обнаруживающие себя в тех или иных областях действительности, являются выражением глубоких диалектических противоречий. Это могут быть дисбалансы различных факторов, столкновения тех или иных сил, тенденций, оказавшихся помехой друг для друга. Такие явления тоже являются противоречиями, но нелепо говорить о них как об источнике развития.
    Диалектические и формально-логические противоречия.

    Диалектические противоречия занимает центральное место в теории диалектики. К ним относятся не любые противоборства, рассогласования, конфликты, характеризуемые как противоречия в житейском, научном, политическом обиходе. Предметом их внимания были глубинные противоречия бытия и познания, которые выявляет именно философский теоретический ум.

    В ходе рассуждения могут появляться пары противоречащих суждений, из которых одно является отрицанием другого. Оба эти утверждения не могут быть истинными. Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается в логике как необходимо-ложное. По убеждению Аристотеля, самопротиворечивая мысль не может быть истинной, поскольку в познаваемом бытии невозможны противоречия. Запрет противоречия, начиная с античности, считается одним из принципов логического рассуждения, согласно которому, не может быть одновременно истинным некоторое предложение и его отрицание. Появление таких противоречий – сигнал логической ошибки в рассуждении, ложно принятой посылки или преднамеренной лжи. Вывод логического противоречия допускается лишь для вспомогательных целей, например, в доказательстве от противного в математике. Реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий. На определенном этапе развития некоторой области знания ученые сталкиваются с противоречиями, разрешить которые может лишь последующий прогресс науки

    Антиномияострая форма постановки проблемы, требующей своего решения.

    Обнаружение антиномий и их разрешение – характерная черта диалектического мышления. А поскольку такие антиномии фиксируются в форме противоречивых высказываний (А и не-А), запрещаемых формальной логикой, то в этом порой усматривается антагонизм диалектики и формальной логики. Формально-логические противоречия в развитии научного знания выступают как его «двигательная сила, его источник», служит сигналом того, что принятая на данном этапе развития система понятий неприемлема для описания некоторых явлений. Сами по себе антиномии нельзя отождествлять с диалектическими противоречиями. Диалектика – не метод нагромождения противоречий, без соблюдения правил логики диалектика превратилась бы с софистику (способ рассуждения, основанный на формально кажущемся правильном, но на самом деле ложном умозаключении, вытекающем из преднамеренно неправильного подбора исходных положений), а логика без соблюдения диалектики – в метафизику (философское учение, утверждающее неизменность раз и навсегда данных и недоступных опыту начал мира, недиалектический способ мышления, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития)

    Все виды противоречий осуществляются и разрешаются, снимаются и создаются, оживают в новой форме. Противоречие как источник развития действенно только вместе с его разрешением.
    Эклектика.

    Эклектика – от греч. eklektikos – выбирающий – смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п. Так, эклектичны многочисленные попытки соединить материализм и идеализм, диалектический материализм и кантианство и т.д. Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и отношений объективного мира главной связи предмета, явления в их конкретно-исторической обусловленности, механическое объединение различных сторон и свойств. В области практической деятельности, политики эклектика ведет к ошибкам и просчетам, т.к. мешает найти главное звено в цепи событий, наметить мероприятия для решения наиболее актуальных задач конкретного периода истории. Сами по себе предметы, теории понятия своим происхождением и функциональным назначениям такого рода соединения и связи никак не предполагают и совершенно в них не нуждаются (отсюда искусственность установления этих связей, как бы навязанных системам и предметам извне). Их противоречивость уже в том, что здесь соединяется в одно целое явно несовместимое. Эклектические противоречия, в отличие от диалектических, приобретают предельно обостренный и даже непримиримый характер. Создание и использование эклектических связей – распространенное явление в инженерно-конструкторской деятельности, архитектурном строительстве, в науке, в искусстве. Исключительно эклектично рекламное искусство, которое противоречивостью своих внутренних связей и отношений воздействует не психику человека (но не на его рассудок и разум). Эклектичен деизм, который соединяет в себе религиозное положение о существовании Бога как высшего творца, и в то же время он признает правомерность естественнонаучных знаний об объективных сторонах развития природы, включая и происхождение человека. Логическая последовательность из первого положения приводит к отрицанию второго и наоборот.
    написать администратору сайта