Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Законы (по юридической силе) Основные законы Конституционные законы Органические законы


Скачать 99.5 Kb.
НазваниеЗаконы (по юридической силе) Основные законы Конституционные законы Органические законы
АнкорGOVNO_ch_1 (1).doc
Дата18.03.2018
Размер99.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаGOVNO_ch_1 (1).doc
ТипЗакон
#14325

1. Понятие и источники КПЗС.
КПЗС – система внутренне согласованных норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя и правового положения личности, регулирующих основы взаимосвязей индивида-коллективов-государства-общества на базе их сотрудничества и состязательности при использование государственной власти и давлении на нее в целях создания и распределения социальных ценностей в обществе.

Источники права - форма внешнего выражения норм права. Виды источников:

I. Материальные - это условия жизни конкретного общества;

II. Юридические:

А) НПА:

1) Законы (по юридической силе):

  • Основные законы

  • Конституционные законы

  • Органические законы

  • Обычные (стара точка зрения) или простые законы (современная точка зрения);

!!!Особые виды законов:

  • Чрезвычайные законы (принимаются любым субъектом, обладающим реальной властью над населением соответствующей территории; действуют в условиях ЧП, но могут быть пролонгированы по решению Парламента, даже после отмены ЧП);

  • Референдарные (законы, которые приняты всенародным голосованием);

2) Акты органов исполнительной власти:

  • Указы, распоряжения (в Италии: декреты);

  • Постановления, распоряжения, инструкции, регламенты, ордонансы, декретыправительства;

  • Акты иных органов исполнительной власти (инструкции, приказы министерств и ведомств)

3) Регламенты палат парламента, являясь законами выделяются в особую группу, т.к. регламентирую процесс формирования законодательства страны;

4) Акты органов конституционного контроля обладают юридической силой конституционных норм если посвящены толкованию конституции (постановления);

5) Акты органов местного управления и самоуправления являются источниками если связаны с осуществлением публичной власти;

Б) судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое является обязательным для всех судей страны при разрешении ими аналогичных дел ("контрасигнатура").

В) обычаи - правила поведения, сложившиеся и применяемые по добровольному согласию субъектов в течение длительного времени, но не закрепленные в официальных документах. Пример: сразу после выборов нижней палаты парламента премьером назначают лидером победившей партии, и лидер этой партии становится главой правительства. В парламентарных монархиях монарх обладая правом абсолютного вето никогда его не использует.

Г) иные:

  1. Международные договоры (пример международного права - статья 15 КРФ)

  2. Внутригосударственные договоры являются источниками лишь в федерациях и в сложных унитарных государствах

  3. Религиозные

  4. Партийные источники (в странах с тоталитарным режимом)

  5. Доктрины

  6. Национальные хартии (например, Национальная Хартия Мадагаскара, Хартия Вольностей). По сути, это временная конституция, но на сегодняшний день их нет (сюда же относится и декларация);

2. Понятие и сущность Конституции в зарубежных странах
Конституция: понятие, сущность, виды.

В теории выделяют два подхода к определению термина "конституция":

А. В материальном смысле конституция - это нормативно-правовой акт, совокупность НПА и иных источников права, где закреплены основы конституционного строя, основы правового статуса личности; порядок формирования и компетенции высших органов государства, их взаимоотношения друг с другом; территориальное устройство страны, основы местного самоуправления, а также государственная символика и столица.

Б. Конституция в формальном смысле - это НПА, обладающий высшей юридической силой.

В любой стране есть конституция в материальном смысле, но не в каждой стране есть конституция в формальном.

Кроме того, в теории выделяют два основных вида конституций:

1. Фактическая - это реально существующие в стране общественные отношения, регулируемые нормами КП.

2. Юридическая: это конституция в материальном + в формальном смысле слова.

В связи с этим выделяют еще два вида конституций:

1. Реальная - это конституция страны, в которой нет серьезных противоречий между фактической и юридической конституцией. 

2. Фиктивная - это конституция страны, в которой такие противоречия есть.

Сущность - самое главное, основное.

Сущность конституции:

1. Юридическая сущность Конституция - это НПА, обладающий высшей юридической силой. Это проявляется в следующем:

А. Она носит учредительный характер, т.е. иные НПА могут принимать лишь те государственные органы и ДЛ, которые на это управомочены самой конституцией в пределах их компетенции;

Б. Иные НПА не должны противоречить Конституции;

В. Для защиты и охраны Конституции создают специализированый орган – орган конституционного контроля;

Г. Для обеспечения стабильности в обществе, государстве установлен особый (усложненный) способ принятия и изменения Конституции, зафиксированный в ней самой;

Д. Прямое действие, т.е. при отсутствии отраслевого законодательства любое закрепленное в конституции право или свободу можно защитить непосредственно обратиться в суд (ст. 42 КРФ).

2. Социально-политическая. В Конституции отражено соотношение политических сил, существующие в стране на момент ее разработки и принятия. Автором проекта всегда является та политическая сила, которая находится в данный исторический момент у власти. В связи с этим в Конституции всегда отражены интересы прежде всего этой политической силы, но они завуалированы под интересы большинства населения (общие фразы, официальный стиль и т.д.), в противном случае возникнут проблемы с утверждением конституции на референдуме; она не будет пользоваться авторитетом, следовательно, не будет соблюдаться, и не сможет выполнять свою основную функцию – служить гарантом гражданского мира.
3. Порядок принятия, изменения и отмены Конституции в зарубежных странах
Принятие и изменение конституции.

Способы принятия:

1. Октроирование (дарование) конституции.

А. Метрополия дарит колонии (например, Россия Польше, Великобритания своим колониям)

Б. Монарх народу (Оман, Катар, Саудовская Аравия, Бельгия, Норвегия).

2. Принятие учредительным собранием - органом, который формируется народом специально для разработки и принятия конституции. Выполнив свою задачу и передав конституцию на референдум, учредительное собрание самораспускается. Это самый демократичный, но длительный и затратный способ, поэтому применяется крайне редко (США - конвенты; Болгария - Великое Народное Собрание; Россия - Конституционное собрание).

Парламент:

- высший орган

- представительный

- законодательный

Учредительное собрание:

- высший орган

- представительный

- законодательный

Таким образом, можно сделать вывод, что парламент и учредительное собрание одно и то же.

3. Принятие парламентом. При этом принятие конституции отличается от обычного законодательного процесса:

А. Субъектам законодательной инициативы (всегда глава государства, парламент, правительство и народ);

Б. Нередко предусмотрен двойной вотум:

- простой: дважды обсуждение и принятие новой конституции или поправок к действующей осуществляется одним составом парламента, но через определенный промежуток времени (Греция - через месяц, Италия - через три, Украина - через каникулы и т.д.)

- сложный: второе обсуждение и голосование осуществляет новый состав парламента (Бельгия, Испания, Финляндия)

В. Для принятия новой конституции или поправки требуется квалифицированное большинство голосов (обычно 2/3, но в Италии - 3/5, Финляндии - 5/6 и т.д.);

Г. В федерациях - для вступления новой конституции в силу или поправки в действующую необходима их ратификация парламентами установленного количества субъектов (обычно 1/2, в РФ - 2/3, США - 3/4);

Д. После принятия новой конституции или поправки ее выносят на референдум.

Практически во всех странах конституции содержат разделы, которые нельзя менять: о форме правления, о форме государственного устройства, о границах, о правах и свободах и т.д. В Бельгии запрещен полный пересмотр конституции, т.е. новую конституцию принимать нельзя.

А. Путем замены старых положений новыми (или прибавления к действующим положениям новых);

Б. Добавление новых положений к прежнему тексту без формального изъятия последнего (США, Венесуэла).

Если в стране предусмотрен усложненный порядок принятия и изменения конституции, то ее конституция называется жесткой (США 1787, Япония 1947, Дания 1953).

Если поправки вносят путем принятия обычного закона, конституция называется гибкой (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль, Австралия).

В России, Индии и Мальте конституция комбинированная, т.к. разные разделы меняются различными способами.

4. Недемократические способы:

1. Принятие на референдуме (утверждать и принимать на референдуме-разница). Мьянма и Эфиопия. ЦК в Гане, Гвинея; съезд партии - Замбия, Ангола.

2. Военными властями, провозгласившими переход к мирному гражданскому правлению после военного переворота.
4. Виды Конституций в зарубежных странах
Виды конституций:

I. По форме:

1. Писаная

2. Неписаная

3. Частично-писаная (Великобритания)

Великобритания - конституция состоит из нескольких актов, имеющих конституционное значение, в этой стране около 400 актов(писаные), судебные прецеденты(писаные), конституционное-правовые обычаи (неписаные)
1. Кодифицированные

2. Некодифицированные

II. По времени действия:

1. Постоянные (срок действия не оговорен, чем дольше, тем лучше)

2. Временные (оговорен срок действия или указано событие, по наступлении которого конституция перестает действовать, заменяется на новую: Китай – до полного построения социализма)

III. По времени принятия:

1. Старая (приняты до 1 мировой войны, до 20-х гг. прошлого века). Причины появления:

А. Преследует цель ограничить абсолютизм и допустить к власти буржуазию;

Б. Закрепляет естественные права;

В. Вводит парламентаризм (высокие цензы!, цель конституции - допустить буржуазию к власти, и все цензы направлены на эту цель);

Г. Провозглашают принцип разделения властей;

Д. Устанавливают либо республиканскую форму правления, либо парламентарную монархию;

Е. Провозглашают священность и неприкосновенность частной собственности.

Примеры: США 1787 г., Бельгия 1831 г., Люксембург 1868 г.

2. Новые конституции первой волны:

А. Имеют антимилитаристский характер; социалистический тип (характер);

Б. Являясь результатом победы Первой мировой войны англоязычных государств, нанесли удар по немецко-язычным странам и установили в Европе англосаксонский порядок в законодательстве;

В. Усовершенствовали парламентаризм, вводя всеобщее избирательное право и увеличивая полномочия законодательного органа;

Г. Закрепили широкий перечень прав и свобод, сделав акцент на социально-экономических (причины: необходимость национализации частной собственности в условиях войны и великой депрессии; результаты социалистических революций).

Например, Австрия.

3. Новые второй волны появились в результате окончания Второй мировой войны и появления ООН:

А. Увеличилось влияние международного права;

Б. Осуждают фашизм и нацизм, препятствуя его возрождению;

В. Установили основы новой политической формации: социализм (определив цель: построение коммунизма);

Г. Зафиксировали в качестве основных гуманистические права и свободы, нацеленные на обеспечение мира и безопасности; провозгласили права национальных меньшинств.

Д. Предусмотрели возможность национализации частной собственности в общественных интересах с обязательной компенсацией понесенных убытков собственнику.

Например, Япония, ФРГ 1949 г.; Италия 1947 г.; Индия 1950 г. и др.

4. Новейшие приняты после свержения тоталитарных режимов (Испания 1978 г., Болгария 1991 г., Польша 1997 г., Китай 1982 г., Бразилия 1988 г. - впервые стали говорить об интеллектуальных правах).

А. Закрепляют новую группу прав: экологические, интеллектуальные, информационные, соматические.

Б. Предусматривают особые гарантии реализации и защиты традиционных прав (предварительное возмещение стоимости национализированной собственности по рыночным ценам; возможность обжаловать соответствующее решение в суде).
5. Конституционный контроль в ЗС: понятие, виды, основные модели.

Конституционный контроль - любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий

органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или

созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.

Поскольку конституция обладает высшей юридической силой, то в государстве все правовые акты должны

ей соответствовать или во всяком случае не противоречить.

Конституционный контроль в современном понимании впервые появился в США: в деле У. Мэрбери против

Дж. Мэдисона в 1803 году Верховный суд под председательством Дж. Маршалла объявил, что федеральная

Конституция – высший закон страны и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан

судом неконституционным.

Сформировались две модели конституционного контроля: американская и европейская.

1) По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).

2) По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными

судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции)

органами конституционного контроля.

Основные виды конституционного контроля:

1. По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные, акты.

2. По месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом, например главой государства, к которому на подпись поступил принятый парламентом закон.

3. С точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть консультативным или постановляющим. Решение в порядке консультативного юридически никого не обязывает и не связывает. Решение,

принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно: если оно объявляет акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу либо, реже, возвращается на рассмотрение издавшего органа.

4. По обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным. В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно

предварительному. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы

управомоченного субъекта.

5. По форме конституционный контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, чаще всего судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть, – всегда последующий.

6. По объему конституционный контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на федеративные отношения и.

7. По содержанию конституционный контроль бывает формальным или материальным. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при

этом. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания

положениям конституции.

8. С точки зрения действия во времени (обратной силы) бывает имеющий обратную силу и не имеющий обратной силы и действующий на будущее. Первая форма означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными считаются недействительными с самого начала (с момента их издания или момента вступления в силу). Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существования до этого момента, возмещен ущерб, учиненный их изданием и т.д. Чаще применяется вторая форма, означающее что решение о неконституционности действителен только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной формы или акта остаются в силе.
6. Социально – экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в зарубежных странах
Эти права связаны с защитой жизненных интересов людей, жизнеобеспечения. Предоставляю такие права, государство соразмеряет их реализацию с имеющимися возможностями, возлагает на человека обязанность заботиться о себе.

- право собственности и ее наследования. Какую-то собственность имеют все лица

- право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя. Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд.

- право на свободу хозяйственную инициативу и предпринимательскую деятельность

- право на свободный выбор профессии, на достойно вознаграждение

- право на отдых

- право на забастовку – коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству

- право на охрану здоровья – система либеральной медицины (США)-пациент сам оплачивает прием у врача и лекарства; Страховая (социальная) медицина (Германия, Польша, Франция)-создается общегосударственный фонд здравоохранения, куда средства вносят государство, предприятия и сами работники; Государственная медицина – расходы оплачиваются из бюджета государства

- право на участие в управлении предприятиями

- право на участие в управлении обществом и государством

- право на образование и свобода образования (это право учить детей и получать образование любым способом)

- право на жилище – каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны

- право человека на достойное существование

- свобода творчества
7. Политические права и свободы человека в зарубежных странах
Политические права связаны с участием в общественно – политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть. Как правило, принадлежат лишь гражданам данного государства

- свобода мысли, слова, печати – свобода выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. Означает отсутствие цензуры

- свобода информации –право искать информацию и черпать ее из всех доступных источников законным способом

- свобода объединения в политические партии, организации и иные общества. Право на объединение может быть ограничено законом для военнослужащих, а право вступать в партии – для судей, прокуроров. Организация и деятельность общественных объединений должны быть подчинены демократическим принципам (Испания).

- свобода собраний, митингов (под открытым небом) и демонстраций (в движении, бывают сидячие демонстрации) – форма выражения коллективного мнения по общественно значимым вопросам

- пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения путем размещения граждан с плакатами и другими изобразительными средствами.

- право петиций

- равный доступ к государственной службе

- право каждого лица оказывать сопротивление всякому, кто посягает на демократический строй.

8. Личные права и свободы человека и гражданина в зарубежных странах
В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они связаны с концепцией естественных прав человека. Их ограничение допускаются некоторыми конституциями (Бразилия) в военное время:

- право на жизнь (не может быть лишен жизни государством)

- свобода и личная неприкосновенность (лишение свободы возможно по приговору суда). Свобода личности связано с правом человека на доступ к информации о нем в государственных учреждения и на ее исправление (Польша). Личная неприкосновенность – временное лишение человека свободы может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур.

- достоинство личности, право на частную жизнь, право на доброе имя

- свобода совести – право исповедовать любую религию

- неприкосновенность жилища – вход в жилище возможен только с разрешение хозяина, ибо на основании постановления судьи.

- свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства

- свобода петиций – обращений с частными нуждами к парламенту, президенту, органам МСУ

- право эмигрировать и возвратиться в свою страну

- права в судебной сфере – право на получение юридической помощи, презумпция невиновности итд.
9. Обязанности граждан в зарубежных странах



Установленные конституциями основные обязанности могут относиться одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина. К первой группе относятся обязанности:

- соблюдать Конституцию и законы

- платить налоги

- сохранять природу

- обязанности трудиться (Италия, Япония), заботиться об общем благе (Польша)

Обязанность гражданина:

– защита родины. Всеобщая воинская обязанность для граждан ( с 18-19 лет), иногда для женщин (Израиль)

- иметь основное общее образование

- участвовать в выборах (Австрия, Бразилия, Италия)

- уплачивать закят (в мусульманских странах)
10. Понятие политических партий, их сущность и функции. Основные подходы к конституционно-правовому регулированию и внутренней организации политических партий в зарубежных странах.

Партия - это часть общества, объединяющая в своих рядах граждан, имеющих общие интересы, задачи, проблемы, нацеленная их решить в представительном органе власти.

Причина множественности ПП – неоднородность общества

- пол

- социальные слои (буржуазия – мелкая, средняя крупная; пролетарии; средний класс; сельское хозяйство)

- национальный признак

- религиозный признак

Сущность. 

ПП по своей сути имеет двойственный характер. С одной стороны, это общественная организация, т.е. членство в партии дело добровольное. Каждая партия отражает лишь часть существующих в обществе интересов, взглядов и настроений, объединяя на этой основе значительные группы людей, отстаивающих данные интересы и настроения в борьбе с интересами, представленными другими партиями. 

Каждый человек самостоятельно решает к какой партии хочет присоединиться и как долго в ней оставаться, добровольно беря на себя обязательства соблюдать нормы и правила внутри партийной жизни. Нарушение этих правил никаких административно- или уголовно-правовых последствий не порождает. К принудительным мерам воздействия политическая партия прибегать не может. Максимальная санкция - исключение из партии. 

С другой стороны, партия - это общественная организация, имеющая декларированный политический характер, она создается во имя одной цели - завоевание прямого открытого контроля над рычагами власти с тем, чтобы использовать государственный механизм для реализации своих программных установок. 

Правовое регулирование. 

До середины 20 века конституции не упоминали о политических партиях. Право на объединение автоматически включало в себя право на образование ПП. После Второй Мировой войны стало традиционным выделять право на образование политических партий в самостоятельные статьи, т.к. исторический опыт свидетельствует, что провозглашаемая свобода объединений не всегда охватывает свободу создания политических партий (например, конституции соц. стран, Вьетнам 1992, ком партия - руководящая сила общества и государства.  Т.о., запрещается создавать иные политические партии ли разрешается лишь те, которые поддерживают партию власти - "дирижируемый плюрализм").

Законодательство большинства современных государств предусматривает ограничения свободы образования ПП путем запрета некоторых видов. Во всех странах запрещены:

- партии, которые ставят своей целью насильственное свержение существующего конституционного строя;

- партии, которые ставят под угрозу независимость и территориальную целостность страны, ее национальное единство. 

В ряде стран запрещены региональные и местные партии, т.к. коммунальные органы должны заниматься решением административных, а не политических задач (Ангола, Мозамбик, Россия, Португалия, ФРГ). Кроме того, запрещают создавать партии на этнической или религиозной основе (Албания, Болгария, Молдова, Россия, Узбекистан и т.д.). 

В ряде стран запрещены партии, создаваемые на классовой основе (коммунистические партии) (Египет, Румыния, страны Балтии). 

Иногда запрещена деятельность партий, направленная на разжигание социальной розни, вражды (бывшие страны СССР).

В большинстве стран запрещены фашистские и нацистские партии (участвовали во Второй Мировой войне.

Существуют три способа приобретения политической партией легального статуса:

1. Явочный: не требуется предварительного разрешения государственных органов (не надо представлять каких-либо документов). Этот порядок характерен для стран со слабой правовой институционализацией партий (Великобритания, Бельгия, Греция, Дания, Норвегия, США, Франция, Швеция). 

Регистрация в этом случае дело добровольное, при этом она позволяет ПП получить статус юридического лица (право на имущество, на имя, на рекламу, защищаемые в суде; кроме того, участие в избирательной кампании финансируется из государственного бюджета). 

2. Разрешительный (страны с тоталитарных режимом). Никарагуа: требуется согласие Национальной Ассамблеи ПП, состоящие из представительства правительства и лидеров действующих ПП. 

3. Явочно-регистрационный, т.е. Партии создаются свободно, но получают возможность участвовать в выборах только после регистрации (Австрия, Италия, Испания, Португалия, ФРГ и все постсоциалистические страны). 

Регистрацию производят:

А. Министерства:

- внутренних дел (Синегал, Бинин, Гвинея)

- юстиции (Украина, Азербайджан, белоруссия)

- иные

Б. Судебные органы:

- суды общей юрисдикции ( Болгария, Португалия, Ангола)

- специальные суды = избирательные трибуналы (латиноамериканские страны, Перу, Бразилия)

В. ЦИК (Южная Корея, Мексика, Гана)

Г. Регистратор (Малайзия, Эфиопия, Ботсвана)

Учитывая, что право на объединение - право, а не обязанность, то его реализация возможна лишь в рамках коллектива. Для учреждения в ПП требуется определенное число лиц: членов-учредителей (Польша - 15, Болгария -50, Ангола, Эфиопия - 1500, Россия - 10). 

Закон определяет условия, при которых лицо может стать учредителем: только граждане по рождению (натурализованный гражданин - если не менее 10 лет является таковым), возраст (25-30 лет), проживание в стране, обладание гражданскими, политическими правами. 

В ряде стран для регистрации партии требуется определенное число членов (самое минимальное 2000 в Танзании, 5000 в Португалии, 65000 в Мексике)

Партия должна представить в регистрирующий орган следующие документы: программу, устав, протокол учредительного собрания, список учредителей и членов. 

Сроки регистрации варьируются от 1 недели (Болгария, Португалия) до 4 месяцев (в Тунисе). 

Отказ в регистрации должен быть мотивирован; его можно обжаловать в судебном порядке (исключение: Малайзия, Сенегал, Танзания). 

Деятельность партии можно приостановить в случае нарушения ею определенных правовых предписаний:

- нарушение законов (конституции!), уставных целей;

- уклонение от предоставления финансовой отчетности (Габон, Гвинея, Камерун и т.д.);

- получение партией средств из-за рубежа;

- банкротство (Мозамбик);

- серьезные нарушения общественного порядка (Бенин). 

Обычно приостановка деятельности партии допускается на срок 6 месяцев; в Молдове и Словакии - до 1 года. Если партия не устранит нарушение, то она распускается на основе судебного решения или решения регистрирующего органа (Никарагуа, Габон). 

Порядок роспуска партии разработан в законодательстве детально и, как правило, предусматривается возможность, что это мероприятие может быть обжаловано в органе конституционного контроля. 

Депутаты распущенной партии автоматически лишаются мандата. 

Учредители и руководители распущенной партии не могут создавать новую. 

ФРГ, Венгрия предусматривают утрату статуса, что означает: партия может продолжать деятельность как неполитическая организация! (причина: неучастие в выборах в течение определенного срока).

Организационное строение политических партий. Политическая партия как организация, ориентированная на борьбу за власть разрабатывает следующие документы:

1. Программу, где декларируются основные стратегические цели партии и способы их достижения; излагаются вопросы тактики партийной борьбы, отношения с возможными союзниками; указываются политические, экономические, социальные, международные ориентиры и приоритеты, а также конкретные шаги в указанных сферах на случай, если партия придет к власти; намечаются ориентировочные сроки реализации поставленных целей.

Программа выражает социально-политическую сущность партии, показывая чьи интересы она защищает, какие социально-политические силы за ней стоят. 

Социальная база партии - это группы и категории населения, поддерживающие партию. 

Партийный электорат - это совокупность избирателей, которые отдают голоса за кандидатов данной партии. 

Для реализации программы необходим механизм, базисным звеном которого является партийная организация. Высшим руководящим органом партии является съезд. Он созывается обычно раз в два года, но социал-демократические партии проводят его ежегодно. Республиканская и демократическая партия США - в год президентских выборов. 

На съезде избираются центральные руководящие органы (исполнительные бюро, политические комитеты, генеральные секретари, председатели и т.д.), осуществляющие текущее руководство. 

Крупные партии помимо центрального аппарата имеют периферийные органы, вся деятельность которых основывается на централизованной основе, подчиняясь жесткой партийной дисциплине. Местные партийные органы строятся по территориальному принципу, что обеспечивает эффективную предвыборную рекламно-пропагандистскую партию. 

2. Устав - это документ, регламентирующий организационную структуру и нормы внутрипартийной жизни. 

По своей организационной структуре партии делятся на два вида:

1. Организационно-оформленные - это те, которые имеют:

- программу, устав;

- члены партии платят взносы (обычно 1% от дохода); у них есть партийный билет;

- для вступления в партию предусмотрен кандидатский стаж (обычно 1 год);

- жесткая партийная дисциплина;

- послушный иерархически разветвленный партийный аппарат

Примеры: все коммунистические, социал-демократические, неофашистские, неонацистские, а также партии Франции и БХДС ФРГ. 

2. Организационно-неоформленные партии. У них нет ничего из того, что есть у оформленных. Вся деятельность этих партий сосредоточена в период избирательной кампании, где от эффективности работы высоко профессионального аппарата зависит результат выборов (высокооплачиваемый!!!)

Примеры: ХДС ФРГ. республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании и т.д.
Функции партии. 

Их можно подразделить на две группы:
I. Функции, связанные с деятельностью ПП как медиатора между обществом и государством: 

1. Политическая партия открывает возможность для каждого гражданина политически самоопределиться, осознать возможность совмещения личных запросов с интересами групп. 

2. ПП помогает отдельным социальным группам осознать и сформулировать свои интересы, выработать общий политический курс. 

3. ПП помогает организовать политический процесс, выявить в обществе доминирующие взгляды и настроения, разработать пути дальнейшего развития общества. 

4. После формирования правительства ПП обеспечивают механизм обратной связи между обществом и государством, что позволяет правительству "держать руку на пульсе общественных настроений" (проведение массовых партийных мероприятий - митинги, демонстрации, акции протеста, использование СМИ, личные контакты с избирателями и т.д.). 

5. Партия обеспечивает реализацию выхода из кризисных ситуаций. Подготовка управленческих кадров. 

II. Функции, связанные с местом и ролью ПП в деятельности институтов власти:

1. ПП организует в установленном законом порядке свои избирательные кампании (выдвигает кандидата, обеспечивая им поддержку избирателей, участвует в формировании избирательных комиссий, следят за ходом голосования и т.д.). 

2. Обеспечивает эффективную работу представительных органов, внутренняя организация которых привязана к деятельности ПП. 

3. Партия формирует и предопределяет общий политический курс правительства. 

4. Партии оказывают решающее воздействие на выборы главы государства. 
написать администратору сайта