Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф.И.О.: Никольская Татьяна Владимировна Курс «Основы православной культуры» Класс

  • Тема: Защита Отечества Цель

  • Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний; (УИПЗЗ) Основные понятия

  • Межпредметные связи История. Литературное чтение. Формы организации познавательной деятельности

  • Методы обучения на уроке

  • Ресурсы: - основные - дополнительные

  • «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»К.Ушинский «Человек счастлив, пока у него есть Родина»В.Беляев Ход урока

  • 1.Введение в работу. Создание эмоционального настроения. 2. Проверка домашнего задания.

  • Человек без родины, что соловей без песни»

  • 5. Работа с эпиграфом. Знакомство с темой и задачами урока. «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский

  • Защита Отечества. Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить

  • На защиту родной земли поднялся весь народ. С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война.

  • Работа по группам. Святые защитники Отечества. Группа 1.

  • 7. Работа с текстом учебника.

  • Наша Родина – это родина святых

  • 9. Закрепление. Компьютерное тестирование. Проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.10. Подведение итогов урока.

  • Конспект урока по курсу "Основы православной культуры" для 4 класса на тему: "Защита Отечества". Конспект урока по курсу "Основы православной культуры". Защита Отечества


    Скачать 103.5 Kb.
    НазваниеЗащита Отечества
    АнкорКонспект урока по курсу "Основы православной культуры" для 4 класса на тему: "Защита Отечества"
    Дата19.09.2017
    Размер103.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект урока по курсу "Основы православной культуры".doc
    ТипДокументы
    #50116
    КатегорияНачальные классы

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №3

    с углублённым изучением отдельных предметов»

    г. Котовска Тамбовской области
    Ф.И.О.: Никольская Татьяна Владимировна

    Курс «Основы православной культуры»

    Класс: 4

    Тема:

    Защита Отечества

    Цель:

    привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину

    Планируемый результат

    Предметные:

    Иметь представление о святых защитниках Родины.

    Иметь представление о справедливых войнах.

    Уметь правильно употреблять в речи термины и понятия.

    Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Тип урока

    Урок изучения и первичного закрепления знаний; (УИПЗЗ)

    Основные понятия

    справедливая война; святые защитники Родины

    Межпредметные связи

    История. Литературное чтение.

    Формы организации познавательной деятельности

    Фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.


    Методики и технология


    Технология проблемного обучения.

    Применение исследовательской и проектной деятельности.

    Методы обучения на уроке

    Наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность.

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    А.В.Кураев «Основы православной культуры»

    Технические средства

    компьютер; проектор (слайдовая презентация); экран, доска;

    Оборудование

    Работы детей (рисунки, стихи). Музыка. Карточки с заданиями. «Ромашку чувств» для рефлексии.

    «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»
    К.Ушинский


     

     «Человек счастлив, пока у него есть Родина»
    В.Беляев


     

    Ход урока:

    1.Введение в работу. Создание эмоционального настроения.

    2. Проверка домашнего задания.

    Как люди должны относиться друг к другу?

    Почему заключение брака в церкви называется «венчанием»?

    Что означает венец над молодожёнами?

    Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга?

    В чём отличие христианской семьи?

    Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»?

    Напишите, какие традиции есть в вашей семье. (исследовательская работа)

    (Детям раздаются карточки)



    3. Актуализация знаний.

    Звучит музыка.

    Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

    Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.

    Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.

    О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.

    4.Чтение стихов. (Дети читают стихи о Родине)

    Сколько знаменитых поэтов земли русской воспели Родину в прекрасных стихотворениях. Как сказал А.С.Пушкин: «Тебе, Отчизна, посвятим души прекрасные порывы…»

    5. Работа с эпиграфом. Знакомство с темой и задачами урока.

    «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский

    - Как вы понимаете эти слова?
    - Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?
    - Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит, где жили наши деды и прадеды)
    - Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)
    - Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)

    Сегодня на уроке мы узнаем о святых защитниках Родины.

    - А когда надо защищать Отечество?

    - А как вы думаете бывает ли война справедливой и когда? Вот это мы с вами выясним сегодня на уроке и познакомимся со святыми защитниками Отечества. Тема нашего урока: Защита Отечества.

    Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо – и защищать.

    Все, что мы любим, нуждается в защите.

    Если обидели тебя – можно стерпеть, и даже обязательно нужно удержаться от мести, от такого же ответа, чтобы не было драки. Ведь зло злом победить нельзя. Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Есть ведь и другие слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. Но добро необходимо защищать и если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого – долг настоящего человека встать на защиту.

    Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

    6. Новый материал. (Работа по группам) Поисковая работа.

    Защита Отечества долг каждого гражданина.

    В 1812 году французкий император Наполеон привёл свою армию в Россию. Все народы России встали на защиту нашей общей Родины.

    Война 1812 г. осталась в истории нашей родины как война отечественная, война народная. Вторжение в пределы России наполеоновской армии вызвало подъем патриотических настроений. Стремление отстоять целостность и национальную независимость государства сплотило русское общество. На защиту родной земли поднялся весь народ.

    С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведётся «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни. Но нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская пословица гласит: «Невольник – не богомольник».
    Одновременно с обсуждением на доске появляется схема:

























    Работа по группам.

    Святые защитники Отечества.

    Группа 1.

    Из данного текста выбрать нужную информацию о защитниках Отечества.
    Защита темы.




    Группа 2.

    Из данного текста выбрать нужную информацию о защитниках Отечества.


    Защита темы.

    В те далекие времена нападали на землю русскую не только татаро-монголы, но и другие враги – шведы и немцы. Придя на Русь, воинственные шведы обратились к новгородскому князю Александру: "Мы пришли взять себе город, а ты и твои дети будут нашими слугами". Но князь Александр сказал Новгородским жителям: "Шведы хотят нас завоевать, пойдем сражаться с ними. Правда нас мало, а их много, но Бог поможет нам. Не в силе Бог, а в правде". Бог помог, он добавил силы русским воинам, потому что их дело - правое. На берегах реки Невы было это сражение. Русские разбили шведов. А победителя, князя Александра с тех пор именуют Невским, он также причислен к лику святых воинов, защитников Отечества.

    (Сообщение о Ледовом побоище 1242 года делает один из учеников).

    В конце жизни князь Александр Невский принял монашество, перед вами икона, на которой изображен Александр Невский в монашеском облачении. Мощи святого покоятся в Александро-Невской Лавре в городе Санкт-Петербурге. Рассматриваем икону.

    В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь – Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге.
    Группа 3.

    Из данной книги выбрать нужную информацию о защитниках Отечества.


    Защита темы.

    Легендарный богатырь Илья Муромец, одержал победы во многих поединках, в конце концов стал монахом.

    Группа 4.

    Из данного материала выбрать нужную информацию о защитниках Отечества.



    Защита темы.

    Среди святых православной церкви – адмирал Фёдор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции, провёл десятки морских сражений и ни одного не проиграл.

    7. Работа с текстом учебника.

    1) Чтение статьи учебника учениками.

    2) Обсуждение статьи по вопросам учителя.

    - Может ли война быть справедливой? В каком случае?

    - Какие поступки недопустимы даже на войне?

    - Назовите святых защитников Родины.

    8. Обобщение.

    Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему Отечеству и преданностью ему. Это: святой благоверный князь Михаил Тверской, подвиг которого сравнивают с мученическим подвигом святого Дмитрия Солунского, святой князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, благословивший русское войско во главе со святым благоверным князем Димитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями, святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, который во времена Великой Смуты благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами, погибший мученической смертью, святитель Московский Филарет, известный своими подвигами во время Отечественной войны с Наполеоном и многие, многие другие.

    Давайте посмотрим на наше дерево. Наша Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды, это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Родина – это очень много. Это и тропинки с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом. Это большие города и маленькие деревеньки. Это имена людей, защищавших и строивших нашу землю. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку», - писал А.Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать ее, чтобы будущие  поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, это моя Россия!»

    Подумайте и скажите:

    Что мы можем сделать в нашем городе, в нашей стране уже сегодня, чтобы наш общий дом стал лучше? Если человек любит свою Родину, он бережет ее, бережет каждое дерево, все живое, хранит и приумножает.

    Что мы с вами можем сделать на благо нашей Родины?

    Дети размышляют.(Не губить леса, сады, не засорять реки – охранять и беречь, например, сделать скворечники для птиц весной, лучше учиться, чтобы стать полезным людям, хорошим специалистом в своей сфере и т.д. ).

    Наша Родина – это родина святых, родина исповедников, мучеников, её защитников, благоустроителей. И поэтому Россия для нас не просто территория, а, говоря словами известного мыслителя Ивана Александровича Ильина, Россия – это «Национальный сосуд Духа Божия, это наш родной алтарь, и храм, и освященный Им кровный дедовский очаг. И потому «Родина» для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня …. Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. За неё стоит бороться и умереть».

    9. Закрепление. Компьютерное тестирование.

    Проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.

    10. Подведение итогов урока.

    1. Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? (Мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы, и молимся о их душах Господу. Димитриевская родительская суббота, панихида о всех воинах на поле брани убиенных. У Церкви никто не забыт).

    2. Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? ( 9 мая – День Победы в ВОВ, 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – День защитника Отечества и др.)

    3. Что мы можем сделать во имя любви к Родине?

    (Посадить деревья, убрать мусор, и т.д.)

    11. Домашнее задание.

    1.Узнать, когда против общих недугов России вместе сражались разные её народы.

    2.Посмотрите, на слайде изображены современные воины. Найдите с родителями информацию о солдатах современной армии и подготовьте мини-сочинение.

    12. Рефлексия.







    – А сейчас мы с вами создадим «ромашку чувств»: у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета. Если вы испытали чувство:

    – гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток;
    – сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;
    – никаких – лепесток синий.

    – На каждом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток. Покажите, каких лепестков получилось больше. Вы люди неравнодушные, главное – в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.


    написать администратору сайта